Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир в цвете"

Mymu:uurnJibHOe aBTOHOMHoe .n;oIIIKOJibHoe o6pa:maaTeJihHoe yqpe)l(.[(emre - .n;eTCKHH ca.n: N!1 67

,ll;OilOJIHIITEJihHAfl OlilQEOliPA30BATEJihHAfl
OliI.QEPA3BIIBAIOI.QMI IlPOrPAMMA ,ll;llil ,ll;ETEH 5-7 JIET
«MIIP B I.(BETE» (Il30CTY,ll;IDI)
CPOK PEAJIH3AQHH - 2 fO,[(A

ABTop-cocTaB1neJib: ,[qJy)l(HHHHa 0 .H.,
IIe.n;aror .n;orroJIHHTeJII>Horo o6pa.3oBaHH.H

EKaTepHH6ypr

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки рабочей программы.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм,
способов, методов и средств реализации рабочей программы
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей
программы
3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания
рабочей программы
3.3 Учебный план
3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия
3.5. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды

4
5
6
9
13

16
19
20
22

23
23
23
43
43

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа
для
детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Мир в цвете» (далее по тексту
Программа) – нормативно-управленческий документ образовательного
учреждения,
направленный
на
всестороннее
удовлетворение
образовательных потребностей детей от 5 до 7 лет в творческом, личностном
развитии,
разработана
в
соответствии
с
нормативно-правовой
документацией.
Программа разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 7 мая, 7 июня, 2,
23 июля, 25 ноября 2013 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования";
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008.
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для
нормального развития детям необходимо творческое самовыражение.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять,
выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество
само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со
стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче,
разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его
ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении
стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая
активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия,
потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает
2

интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге,
лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить
результат, создать определённое изображение.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью
которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких
художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не
только удовольствие.
Актуальность программы заключается в следующем:
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия художественного
потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного
творчества средствами художественных эталонов.
Задачи:
Искусствоведческие задачи (общее ознакомление детей дошкольного
возраста с произведениями изобразительного и монументальнодекоративного искусства, определение их ценности и выделение их
художественно – образной структуры).
1. Формировать у детей эстетические потребности: созерцать красоту
окружающего мира, отображать ее с помощью доступных художественных
эталонов.
2. Способствовать приобщению детей к произведениям искусства
средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами
и жанрами искусства.
Художественно изобразительные задачи (овладение системой
художественных эталонов; в результате решения данной группы задач
дошкольники становятся обладателями художественно-изобразительного
3

инструментария, позволяющего им самостоятельно создавать выразительные
образы в разных видах изобразительного творчества).
1. Учить детей экспериментировать с цветом в процессе работы над
художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для
получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них
композиции).
2. Формировать чувство цвета в различных видах изобразительного
творчества.
3. Учить детей экспериментировать с формами, изучая их свойства,
признаки, выразительные возможности, способствовать формообразованию.
4. Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его
частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
5. Создать условия, в которых дети могут овладеть композиционными
закономерностями (композиционный центр, равновесие, симметрия и
асимметрия,
6. Развивать у детей композиционные умения в различных видах
изобразительного творчества.
7. Создать условия для овладения разнообразными художественными
техниками (классическими и неклассическими).
8. Учить детей экспериментировать с художественными техниками в
процессе работы над художественным образом.
9. Способствовать формированию у детей изобразительных,
конструктивных, пластических умений в процессе работы с различными
художественными материалами и инструментами.
1.1.2. Принципы Программы:
Принцип полифоничности: включение произведений различных эпох,
стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в
педагогический
процесс,
направленный
на
развитие
детского
художественного творчества.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и
оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и
для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку
позволяет взрослым видеть внутренний мир детей, узнать об их
впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему
миру.
Принцип системности и преемственности. В процессе овладения
художественными эталонами дети получают и накапливают знания, умения,
навыки, впечатлениях, переживаниях, и важно, чтобы это не представляло
хаотичный набор, а носило системный характер.
Принцип синкретичности. В рамках одного образовательного
комплекса дети могут заниматься
разными видами художественного
творчества. В процессе выполнения одной работы ребенок использует разные
техники и приемы.
4

Принцип природосообразности. Педагогические технологии должны
соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу
обучения и изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом
синсетивности, который предполагает учет особенностей каждого
возрастного этапа, чтобы при освоении художественных эталоном была
наибольшая восприимчивость.
Принцип
индивидуальности.
Осуществление
индивидуальнодифференцированного подхода к развитию детского художественного
творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий,
соотносимых с возможностями, способностями и половой принадлежностью
детей.
Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических
единиц разнообразного стимулирующего материала (репродукции, эскизы,
схемы, таблицы и др.). Необходимо давать детям свободу выбора и
возможность варьирования материалов, художественных эталонов и
содержания работы. На этом принципе должна быть основана и деятельность
педагога, который по предлагаемому алгоритму и методическим разработкам
может составлять свой модуль образовательного процесса с учетом исходных
педагогических условий.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми
программы посредством разнообразных образовательных комплексов,
учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития
воспитанников. Перспективность заключается еще в том, что материал,
осваиваемый детьми не только актуален в настоящем, но и предполагает
дальнейшее его активное использование, поскольку образовательные
комплексы построены по принципу усложнения.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная
творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В
совместном творчестве дети учатся учитывать мнение других, оказывать
другим помощь в сложных ситуациях. В совместной деятельности и
творчестве становится возможным проведение коррекционных мероприятий,
направленных на отработку отдельных приемов.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс,
темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.
Особенно если это касается работы с детьми раннего возраста. В этом
возрасте внимание у детей слабое, они быстро утомляются, поэтому
целесообразно делать комплекс динамичным.
Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к
традициям других культур, народов, наций, знакомить их с мировым
изобразительным и монументально-декоративным искусством.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-развивающий подход, который предусматривает
организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие
5

личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание
условий для развития личности на основе изучения ее задатков,
способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности
личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и
способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному
процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям,
содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъектсубъектном
взаимоотношении
его
участников,
подразумевающем
равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников
на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих
воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность
индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко
использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений,
событий окружающей действительности на основе личностно значимых
ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании,
поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А.
Сластенин);
- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе
воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка.
Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие
руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги
мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит
свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми:
любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания,
думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими
широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов,
разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для
каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом
индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
6

осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и
прочее), в значительной мере влияющих на их поведение в различных
жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое
использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью
достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего
процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального
подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким,
способным компенсировать недостатки коллективного, общественного
воспитания;
проблемный
подход
позволяет
сформировать
видение
образовательной программы с позиций комплексного и модульного
представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным
областям и детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать достижению соответствующих для каждой области
(направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде
образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи),
конкретизирующие
образовательную
деятельность
дошкольного
образовательного учреждения по основным направлениям (которые
оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является
проектирование и реализация деятельности образовательной организации по
актуальным
проблемам,
обусловленным
противоречиями
между
возможностями образовательной организации, интересами общества
(запросами родителей) и потребностями ребенка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста
В дошкольном детстве у детей от 3 до 7 лет складывается потенциал
для
дальнейшего
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство
играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты
ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации образовательного
процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного
образовательного учреждения (группы).
Возрастная категория детей от 5 до 6 лет
7

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:
квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции.
Возрастная категория детей от 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Это не только изображение отдельных
предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать
характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В
рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые
способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы
различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В
аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из
бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета
при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный
материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев
литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией (фризовой,
линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в
соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать
многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между
собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив
в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно
всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план
действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего
и творческого продуктивного воображения; формируются основы
символической
функции
сознания,
развиваются
сенсорные
и
8

интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить
себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других
и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего
результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста,
который способен лишь к элементарному различению таких сфер
действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я
сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о
различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на
следующую ступень образования.
Кадровые условия
Педагог
дополнительного
образования,
имеющий
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю дополнительной образовательной
услуги, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика».
Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей
профилю дополнительной образовательной услуги.
Срок реализации программы - 2 года.
Объем программы рассчитан на 72 занятия (с сентября по май) 2 раза в
неделю.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
По окончании первого года обучения ребенок умеет:
- составлять растяжку оттенков одного цвета;
- передавать через цвет настроение, характер образа
- составлять рисунок из точек разными инструментами (кисточка, карандаш,
фломастер, ватные палочки);
- выполнять различную по характеру штриховку;
- использовать различные техники для создания рисунка;
- составлять симметричные и асимметричные композиции;
По окончании второго года обучения ребенок умеет:
- передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
литературных произведений.
- располагать предметы в пространстве на листе бумаги;
9

- располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет
вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в
ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по
горизонтали).
- рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него,
чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких,
грубых линий, пачкающих рисунок.
- рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом,
тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к
бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;
- знает новые цвета (фиолетовый) и оттенки (голубой, розовый, темнозеленый, сиреневый), умеет смешивать краски для получения новых цветов и
оттенков (при рисовании гуашью), высветлять цвет, добавляя в краску воду
(при рисовании акварелью);
- при рисовании карандашами умеет передавать оттенки цвета, регулируя
нажим на карандаш.
Формы оценки качества и результативности
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль
над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают
предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для
выявления недостатков, достоинств детского творчества и работа над ним,
после каждого занятия необходимо производить маленький просмотр
детских рисунков. Кроме того, в этом просмотре должны учувствовать и
сами маленькие художники. Продумывая, что сказать о выбранном им
изображении, ребёнок выделяет и осознаёт понравившиеся ему качества
рисунка, лучше запоминает их и может по-своему использовать в
дальнейшем.
Предполагается проведение диагностики в начале и в конце учебного
года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из
следующих показателей:
1) эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного
искусства;
2) технические навыки и изобразительные способности;
3) воображение и творческие способности.
По этим показателям определяются уровни развития изобразительной
деятельности ребенка: низкий, средний, высокий, т.к. в этом возрасте
технические навыки и творческие способности находятся в стадии
формирования.
Оценка изобразительных умений детей по 3-х бальной системе:
3 балла – показатель сформирован; 2 балла - находится на стадии
формирования; 1 балл – показатель не сформирован.
от 6 до 8 баллов - низкий уровень.
от 9 до 12 баллов - средний уровень.
10

от 13 до 15 баллов - высокий уровень.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание психолого-педагогической работы направлено на
обучение основам изобразительной деятельности детей младшего и старшего
дошкольного возраста.
Занятия по изобразительной деятельности планируется проводить по
принципу от простого объяснения к более сложному.
Формы выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных
особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия построены на
чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание,
познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра,
соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания, учитываются
симпатии дошкольников, уровень их изобразительных навыков,
темперамент.
Методы:
• словесный: рассказ, беседа, объяснение;
• наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация техники рисования
на доске;
• практический: упражнение, тренинг, рисование, работа над ошибками.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
11

Методическое обеспечение.
• нетрадиционные техники:
• оттиск печатками из овощей;
• тычок жесткой кистью;
• оттиск печатками из ластика;
• оттиск поролоном;
• восковые мелки и акварель;
• свеча и акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошек;
• волшебные веревочки;
• кляксография;
• монотопия;
• печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания,
памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть
образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей
при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит
те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится
роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал,
на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов
рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и
воображение, вызывает желание придумывать новые композиции,
развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями,
песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе
рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают
предположения, упражняются
во
всех
типах
коммуникативных
высказываний.
Материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
12

•
•
•
•
•
•

поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы, используемые на занятиях:
 Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
 Практические – упражнения, игр методы,
 Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
 Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила при проведении занятий:
1. Использование приема транслирования информации;
2. Отбор тематического содержания;
3. Главный герой рисования – ребенок;
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка;
5. Педагог создает схематические изображения;
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать
посредством изобразительных действий;
7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы
драматизации,
имитационные
движения,
сопровождаемые
комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
2. Обеспечение главных условий общения;
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия имеют отличия в своей структуре:
1. создание положительного отношения к теме и способу ее
реализации;
2. коммуникативное рисование с использованием имитационных
движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут);
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики;
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации;
5. словесные игры, игры – драматизации.
13

Формы проведения итогов реализации Программы:
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
• Тематические выставки в ДОУ;
• Участие в городских выставках и конкурсах в течение года;
• Творческий отчет педагога – руководителя дополнительной
образовательной услуги;
• Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Формы организации занятия:
• игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению
активности, стимулирующей познавательную активность);
• проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких
результатов);
• игры-конкурсы;
• игры-путешествия;
• игры-соревнования.
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Культурные практики ребёнка в изобразительной деятельности
обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.
Игровая деятельность переводит внешнее действие во внутренний
план «замысел», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует
игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к
миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных
событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.
Продуктивная деятельность, моделирующая внешний мир, в
максимальной степени требует изменения игрового (процессуального)
отношения, поскольку связана с реальным преодолением сопротивления материала в ходе воплощения замысленного - создания реального продуктарезультата с определенными критериями качества.
Познавательно-исследовательская деятельность как культурная
практика, суть которой в воплощении - как устроены вещи и почему
происходят те или иные события, - требует перехода к осознанному поиску
связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих
связей как своеобразного результата деятельности.
Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует
артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и
предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает
социальные критерии результативности (в совместной продуктивной
деятельности).
14

Из сказанного видно, что культурные практики взаимодополняют друг
друга в формировании общего движения ребенка к оформленному замыслу и
его результативному воплощению.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы педагог обращает внимание на
следующие задачи:
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завершать работу;
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать
стремление к наблюдению, сравнению;
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска
решения возникающих проблем;
• поддерживать
стремление
к
положительным
поступкам,
способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок
начинает дорожить;
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт
дружеского общения, внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои
знания и умения, развивать волю, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых,
творческих решений;
• создавать детские объединения внутри групп, консультирования, т.е.
шефство старших воспитанников, имеющих более высокий уровень над
младшими.
5-7 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и
способов совершенствования продукта;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько
вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое
время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о
15

трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам
деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою
компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами;
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем при
организации игры;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю,
месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой
или познавательной деятельности детей по интересам.
В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает
внимание на:
- желание рисовать, активность и инициативность;
- отношение к выбранной или полученной теме;
- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (общительности,
вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
- эмоциональность и выразительность в изображении;
- развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;
- умение выразить свое понимание сюжета рисунка и характера персонажа в
художественно – творческой деятельности.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Используются следующие формы работы с родителями:
- информационно-просветительская
работа
(консультации,
папкипередвижки, буклеты, памятки);
- индивидуальные беседы и советы;
- открытые мероприятия, Дни открытых дверей;
- мастер-классы;
- творческие мастерские;
- анкетирование родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении совместных творческих
вечеров;
- оформление выставок «Наши достижения».
Особенности руководства
16

Руководство детской изобразительной деятельностью осуществляется
на основе сотрудничества взрослого и ребенка, при этом учитываются цели и
задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Работа предусматривает совместную деятельность детей, что
положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость
самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию,
проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Оборудование и оснащение

Мольберты
Столы
Стулья
Акварельные краски, гуашь;
Восковые и масляные мелки, свеча;
Ватные палочки;
Коктейльные трубочки;
Палочки
или
старые
стержни
процарапывания;
Матерчатые салфетки;
Стаканы для воды;
Подставки под кисти;
Кисти.

2
12
12
На каждого ребенка

для

3.2. Методическая обеспеченность материалами и средствами обучения
1. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по
изобразительному творчеству дошкольников. – М.: ВАКО, 2015
2. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок
«Растительный мир». – М.: ВАКО, 2016
3. Погодина С.В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по
реализации программы. – М.: ВАКО, 2016
4. Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок
«Неживая природа». – М.: ВАКО, 2016
3.3. Учебный план
Объем Программы рассчитан на 72 занятия (с сентября по май) 2 раза в
неделю:
Продолжительность занятия составляет:
с детьми возрастной категории 5-6 лет: 25 мин.;
с детьми возрастной категории 6-7(8) лет: 30 мин.
17

Тема

Программное содержание

Количество
занятий

Учебный план (третий год обучения)
Дети возрастной категории 5 – 6 лет

СЕНТЯБРЬ
Как я отдыхал

Осенняя берёза

Золотая осень

Золотая осень

Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные
летом. Закреплять умение располагать изображаемые предметы
по всему листу бумаги. Развивать умение доводить начатое до
конца
Учить передавать в рисунке характерные особенности березы
(белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки,
легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным
способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании
вертикальных
мазков
для
изображения
листвы
и
горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на
стволе берёзы; закрепить навыки рисования концом кисти
тонких изогнутых линий.
Развивать творческие способности детей; закреплять умение
рисовать разнообразные деревья, использовать смешение
красок для получения оттенков листвы и травы, рисовать всей
кистью и её концом. Учить располагать изображение по всему
листу: выше, ниже, правее, левее.
Развивать творческие способности детей; закреплять умение
рисовать разнообразные деревья, использовать смешение
красок для получения оттенков листвы и травы, рисовать всей
кистью и её концом. Учить располагать изображение по всему
листу: выше, ниже, правее, левее.

2

2

2

2

ОКТЯБРЬ
Осеннее дерево под
ветром и дождём
Рисование по замыслу:
«Мы едем, едем, едем в
далекие края…»

Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной
верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и
отклонёнными в сторону с другой; развивать умение вносить в
рисунок свои дополнения, обогащая его содержание
Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о
поездках и путешествиях. Продолжать учить рисовать
несложные сюжеты и пейзажи как вид за окном во время
путешествия. Развивать творческое воображение, способности
к композиции

18

2

2

Познакомить детей с новым художественным материалом –
пастелью. Показать приемы работы острым краем (штриховка)
и плашмя (тушевка). Учить передавать движение воды.
Рисование пастелью:
«Разговорчивый родник Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность,
инициативность в опытном освоении новых художественных
материалов и способов работы с ними
Учить детей отбирать из опыта интересное содержание для
своего рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы
Нарисуй, что
интересного было в этом создания изображения простым карандашом и оформления его
в цвете, упражнять в рисовании акварелью. Учить выбирать
месяце» (рисование по
при оценке работ наиболее интересные, выразительные.
замыслу)
Развивать воображение

2

2

НОЯБРЬ
Вспомнить понятие «Декоративно – прикладное искусство».
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, стремление
Что такое декоративно
научиться самим создавать изделия, радующие окружающих.
– прикладное искусство?
Закрепить и уточнить знания детей о городецкой росписи:
Городецкая роспись
основные элементы, особенности цветовой палитры. Освоение
навыков кистевой росписи.
Учить детей рисовать цветочную гирлянду с уменьшением
Синие узоры на
величины элементов от центра к краям; закреплять
белоснежном поле»
представления об узоре; формировать у детей анализировать
(гжель)
свою работу
Используя знакомые приемы рисования, упражнять в
изображении диких животных средней полосы. Воспитывать
любовь к животным, систематизировать знания детей о том,
В царстве дикой природы
как животные переносят зиму, с какими трудностями они
сталкиваются, чем люди могут им помочь. Развивать
творческое воображение.
Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования.
Звери, птицы - небылицы Продолжить формирование художественных умений и
навыков, творческого подхода к изобразительному искусства...

2

2

2

2

ДЕКАБРЬ

«Снегири на ветке

«Ворона летит

Формировать у детей обобщенное представление о внешнем
облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия
в окраске, форме и величине частей, сходны по строению;
учить передавать в рисунке характерные особенности снегиря:
пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста;
развивать умение применять при закрашивании изображения
разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку,
разный нажим
Учить детей изображать птицу в полете, передавать изменения
в форме крыльев и хвоста у летящей птицы; передавать в
рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост
черные, тело серого цвета; располагать летящую птицу по
диагонали на листе бумаги; изображать крылья широкими
изогнутыми линиями

19

2

2

Зимний пейзаж

Зимний вечер

Учить детей передавать в рисунке образы знакомых
произведений, уметь выбирать изобразительное содержание и
отражать в рисунке наиболее характерное. Закреплять приемы
работы краской, умение красиво располагать изображение на
листе. Развивать воображение…
Вызвать интерес к изображению лунной зимней ночи или
синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие
способности. Учить строить композицию, выделяя главное в
сюжете; использовать цвет для передачи времени суток,
настроения

2

2

1

Итоговое занятие
ЯНВАРЬ

Новогодний праздник в
детском саду

Зимние забавы

Кем ты хочешь быть?

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные
впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении.
Продолжать учить хорошо располагать изображения на листе.
Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для
получения
оттенков
цветов.
Развивать
способность
анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и
объяснять свой выбор.
Закреплять умение детей изображать человека в движении;
учить отображать свое отношение к зимним видам спорта;
закреплять умение рисованная карандашом и закрашивания
красками; развивать наблюдательность, творчество.
Учить детей передавать в рисунке представления о труде
взрослых, изображая фигуры людей в характерной
профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с
необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать
основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать.
Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием..

2

2

2

ФЕВРАЛЬ

Огород на окошке

Я с папой (парный
портрет в профиль )

Наша Армия родная

Учить детей выбирать содержание своего рисунка,
продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять
технические навыки рисования карандашами.
Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать
особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных
людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску выразительно –
изобразительных средств, позволяющих раскрыть образ более
полно, точно, индивидуально.
Закреплять умение создавать рисунки по мотивам
литературных произведений, передавать в рисунке образы
солдат, летчиков, моряков, их жизнь и службу. Упражнять в
рисовании и закрашивании рисунка цветными карандашами.
Развивать воображение, творчество.

20

2

2

2

Учить детей отбирать из опыта интересное содержание для
своего рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы
Нарисуй что
создания изображения простым карандашом и оформления его
интересного было в этом
в цвете, упражнять в рисовании акварелью. Учить выбирать
месяце» (рисование по
при оценке работ наиболее интересные, выразительные.
замыслу)
Развивать воображение.

2

МАРТ

Мы с мамой улыбаемся
(парный портрет анфас)

Мамы разные нужны

Букет цветов

Весенний пейзаж

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь
передавать особенности внешнего вида, характер и настроение
конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску
выразительно – изобразительных средств, позволяющих
раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.
Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного
искусства (портрет).
Продолжать учить детей передавать в рисунке представления о
труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной
профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами.
Закреплять умение рисовать части простым карандашом,
аккуратно закрашивать цветными. Учить оценивать свои
рисунки...
Учить детей изображать букет цветов и в широкой вазе,
украшать вазу орнаментом. Упражнять в рисовании стебельков
и листьев концом кисти. Развивать полученные ранее умения и
навыки. Развивать чувство цвета, композиции.
Закрепить знание детей о жанрах изобразительного искусства
пейзажах и натюрмортах. Учить передавать в сюжетном
рисунке
характерные
особенности
природы
весной.
Продолжать работать над составлением композиции. Учить
использовать светлые, яркие краски для передачи радостного
настроения.

2

2

2

2

АПРЕЛЬ

Планеты и ракеты

Прилетели птицы

Рисование по замыслу.
(Мы жители планеты
Земля)

Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о
космическом пространстве, определяя содержание рисунка по
своему желанию.
Добиваться
передачи характерных
особенностей разных планет. Закреплять умение строить
композицию рисунка. Развивать творческие способности,
воображение
Продолжать учить детей передавать в рисунке картины
природы, изображение птиц, правильно передавать строение и
характерную окраску. Упражнять в рисовании простым
карандашом и закрашивании цветными. Развивать эстетическое
восприятие.
Учить детей выбирать содержание своего рисунка,
продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять
технические навыки рисования красками

21

2

2

2

Аквариум

Совершенствовать умения детей изображать окружающие
предметы, передавать их форму, величину, пропорции;
развивать эстетическое восприятие; закреплять умение строить
композицию, располагая предметы по всему листу бумаги.

2

МАЙ
Одуванчики в траве
Праздник победы
Цветет сирень

Цветущий месяц май.

Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его
описанием в стихотворениях поэтов; закрепить навыки
рисования штрихами.
Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника.
Закреплять умение составлять нужный цвет краски, оттенки
цветов на палитре, умение работать всей кистью и её концом
Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени,
изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать
их форму и цвет; учить смешивать краски для получения
сиреневого цвета..
Учить передавать в сюжетном рисунке характерные
особенности природы в последний месяц весны; продолжать
работать над разнообразием композиции в пейзажных рисунках
детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи
радостного настроения.).

2

2

2

2

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

72

Тема

Программное содержание

Количество
занятий

Учебный план (четвертый год обучения)
Дети возрастной категории 6 – 7 лет

СЕНТЯБРЬ
«Я иду в школу»

«Ознакомление с
графикой»

«Осенний калейдоскоп»

Учить детей задумывать содержание своего рисунка,
продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять
технические навыки рисования красками.
Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид
искусства, как графика. Познакомить с видами графики и
особенностью средств выразительности, показать отличие
графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети
использовали полученные знания в своей работе.
Закрепить знания детей о законах составления орнамента на
полосе, стилизации природных форм, использования
декоративных элементов («оживки», травку). Продолжить
освоение кистевой росписи
22

2

2

2

Натюрморт
«Дары осени»

Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Дать
детям представление о композиции композиционном центре
картины. Показать роль цветового фона для натюрморта.
Поупражнять детей в составлении композиции из разных
предметов и рисовании составленной композиции.
Совершенствовать технику рисования с натуры, добиваться
более точной передачи строения, формы, пропорции. Обратить
внимание на положение предметов относительно центра
композиции, относительно друг друга

2

ОКТЯБРЬ
Развивать творческие способности детей (использование
полученных представлений, изобразительных и технических
Нарисуй, что хочешь про умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в
пределах предложенной темы); развивать умение строить
осень
художественный замысел (до начала рисования намечать
содержание, композицию и колорит рисунка).
Создать условия для отражения в рисунке представления о
месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины.
Рисование по замыслу:
Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи
«С чего начинается
(по выбору). Развивать творческое воображение, способности к
Родина?»
композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к
познанию своей Родины.
Закреплять умение рисовать по собственному замыслу.
Самостоятельно продумывать содержание, композицию
Широка страна моя
рисунка. Доводить задуманное до конца. Воспитывать любовь
родная
к Родине
Познакомить детей с новым художественным материалом –
пастелью. Показать приемы работы острым краем (штриховка)
и плашмя (тушевка). Учить передавать движение воды.
Рисование пастелью:
«Разговорчивый родник Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность,
инициативность в опытном освоении новых художественных
материалов и способов работы с ними

2

2

2

2

НОЯБРЬ
Учить детей на основе знаний и умений, полученных ранее,
самостоятельно выбирать сюжет для рисунка, заранее
Кто сказал « Мяу»?
придумывать композицию своего рисунка, делать выбор
персонажей.
Учить изображать пушистого детеныша животного в какой –
либо позе или движении; формировать представление, что
отличие детеныша от взрослого не только в величине, но и в
Пушистые детеныши
пропорциях частей тела: головы и туловища, туловища и ног;
животных
учить использовать при изображении шерсти животных
жесткой кистью разные виды штриха – прямые, волнистые,
закругленные, длинные и короткие линии.
Используя знакомые приемы рисования, упражнять в
изображении диких животных средней полосы. Воспитывать
В царстве дикой природы любовь к животным, систематизировать знания детей о том,
как животные переносят зиму, с какими трудностями они
сталкиваются, чем люди могут им помочь. Развивать
23

2

2

2

творческое воображение.

Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования.
Звери, птицы - небылицы Продолжить формирование художественных умений и
навыков, творческого подхода к изобразительному искусства...

2

ДЕКАБРЬ

Зимний пейзаж

Зимний вечер

Новогодний праздник в
детском саду

по замыслу
«Новогодние шары»

Учить детей передавать в рисунке образы знакомых
произведений, уметь выбирать изобразительное содержание и
отражать в рисунке наиболее характерное. Закреплять приемы
работы краской, умение красиво располагать изображение на
листе. Развивать воображение…
Вызвать интерес к изображению лунной зимней ночи или
синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие
способности. Учить строить композицию, выделяя главное в
сюжете; использовать цвет для передачи времени суток,
настроения
Закреплять умение отражать в рисунке праздничные
впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении.
Продолжать учить хорошо располагать изображения на листе.
Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для
получения
оттенков
цветов.
Развивать
способность
анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и
объяснять свой выбор.
Учить детей выбирать содержание своего рисунка,
продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять
технические навыки рисования красками.

2

2

2

2
1

Итоговое мероприятие
ЯНВАРЬ

Животные севера

Кем ты хочешь быть?

Учить составлять композицию, включая знакомые изображения
животных, варьируя их размер, положение на листе бумаги.
Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура,
зрительный контроль за движением, закреплять умение
аккуратно закрашивать изображения.
Учить детей передавать в рисунке представления о труде
взрослых, изображая фигуры людей в характерной
профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с
необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать
основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать.
Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием..

24

2

2

Пожарная машина
спешит на пожар

Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города –
изображать пожарную машину возле дома, охваченного огнем;
познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить
выделять теплые цвета в спектре, использовать их для
изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в
цвета вечернего заката акварельными красками; учить
передавать пропорции между зданием и автомобилем.

2

ФЕВРАЛЬ

Роспись вазы по гжели

Продолжать учить рассматривать гжельскую посуду, подмечая
характерные детали узора, колорит росписи, украшение
каймой. Составлять композицию из гжельских элементов:
веточек, завитков, цветков, капелек на форме вазы. Украшать
каймой из мелких линий. Развивать эстетическое восприятие.

Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать
особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных
Я с папой (парный
людей ( себя и папы). Вызвать интерес к поиску выразительно
портрет в профиль )
– изобразительных средств, позволяющих раскрыть образ
более полно, точно, индивидуально.
Закреплять умение создавать рисунки по мотивам
литературных произведений, передавать в рисунке образы
солдат, летчиков, моряков, их жизнь и службу. Упражнять в
Наша армия родная
рисовании и закрашивании рисунка цветными карандашами.
Развивать воображение, творчество.
учить детей отбирать из опыта интересное содержание для
своего рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы
Нарисуй что
интересного было в этом создания изображения простым карандашом и оформления его
в цвете, упражнять в рисовании акварелью. Учить выбирать
месяце» (рисование по
при оценке работ наиболее интересные, выразительные.
замыслу)
Развивать воображение.

2

2

2

2

МАРТ

Мамы разные нужны

Рисование Городецкого
коня

Декор. рисование
хохломской росписи

Продолжать учить детей передавать в рисунке представления о
труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной
профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами.
Закреплять умение рисовать части простым карандашом,
аккуратно закрашивать цветными. Учить оценивать свои
рисунки...
Закреплять знания детей о Городецкой росписи. Познакомить с
техникой Городецкого коня. Формировать представления о
стилизованных формах росписи. Учить сравнивать элементы
росписи с реальной деятельностью. Формировать эстетическое
отношение к окружающему миру средствами декоративноприкладного искусства.
Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; учить
выделять элементы узора хохломы (листок, ягодка, травка) и
видеть её красоту; развивать цветовое восприятие; развивать
чувство ритма, творческое воображение; учить приемам
рисования кистью декоративных элементов растительного
узора…
25

2

2

2

Узор на бочонке

Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать
им высокие изделия; ввести в узор новые элементы – ягоды и
листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать
завитки, легкую изогнутую травку; закрепить знания о
колорите хохломской росписи

2

АПРЕЛЬ

Мы гуляем по Луне
Рисование по замыслу.
(Мы жители планеты
Земля)
Аквариум

Рыбы коралловых рифов.

Закреплять умение создавать рисунки по мотивам
литературных произведений, передавать в рисунке образы
космонавтов. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунка
цветными карандашами. Развивать воображение, творчество.
Учить детей выбирать содержание своего рисунка,
продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять
технические навыки рисования красками
Совершенствовать умения детей изображать окружающие
предметы, передавать их форму, величину, пропорции;
развивать эстетическое восприятие; закреплять умение строить
композицию, располагая предметы по всему листу бумаги.
Учить изображать разнохарактерных по форме рыб; создавать
сюжетную композицию на заданную тему; проявлять
самостоятельность; развивать воображение, фантазию

2

2

2

2

МАЙ
Праздник Победы

Иван – царевич с Жар –
птицей

Круглый год

Цветущий месяц май

Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника.
Закреплять умение составлять нужный цвет краски, оттенки
цветов на палитре, умение работать всей кистью и её концом.
Учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном –
царевичем и жар – птицей; продолжать учить изображать
фигуру человека в боковом положении, в зависимости от
содержания эпизода передавать соответствующую позу
персонажа; изображать Ивана – царевича в старинной одежде:
кафтане, шапке с отворотами, сапогах с узорами;
самостоятельно использовать нужные технические приёмы
рисования красками
Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о
жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года,
определяя содержание рисунка по своему желанию.
Добиваться передачи характерных особенностей того или
иного месяца. Закреплять умение строить композицию рисунка.
Развивать творческие способности, воображение
Учить передавать в сюжетном рисунке характерные
особенности природы в последний месяц весны; продолжать
работать над разнообразием композиции в пейзажных рисунках
детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи
радостного настроения

2

2

2

2

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

72
26

Календарный учебный график
программы дополнительного образования «Мир в цвете»
на 2020-2021 учебный год
Годовой цикл

месяц

«Мир в цвете»

Старшая группа

Подготовительн
ая группа

НОД (мин.)

НОД (мин.)

I
II
III
IV
4 нед
I

2 (25)
2 (25)
2 (25)
2 (25)
8/200
2 (25)

2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
I

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
I

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
II

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

3 нед
I

6 (150)
2 (25)

6/180
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
I

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

неделя

Программа
дополнительного
образования

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

27

апрель

май

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
I

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед
I

8/200
2 (25)

8/240
2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4 нед

8/200

8/240

Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
одновозрастные группы детей.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
3.4. Особенности организации традиционных событий, праздников,
мероприятий
Традиционными общими праздниками являются такие праздники как:
•
«Праздник - путешествие по радуге»,
•
«Я- юный художник».
Планируются совместные мероприятия с родителями:
•
опрос на тему «Искусство в вашей семье»,
•
совместный мастер-класс «Лучший художник»,
•
праздник «Рисуем всей семьей»,
•
«Вечер вопросов и ответов».
3.5.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
Организация
предметно-пространственной
среды
является
непременным компонентом элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер. Предметно-пространственная
среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить
социально-культурное
становление
дошкольника,
удовлетворить
потребности его актуального и ближайшего развития.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как
система материальных объектов и средств деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание развития его духовного и
28

физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с
ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность.
Среда рассматривается:
- с точки зрения психологии, как условие, процесс и результат
саморазвития личности;
- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности
ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения
социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств;
способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру
личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1.
Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2.
Охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию
недостатков их развития.
3.
Возможность общения и совместной деятельности детей.

•
•
•
•
•
•
•
•

Модель построения жизненного пространства в группе
Организационные условия
Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от
дистанции общения
Учет комфортной дистанции взаимодействия:
взрослый – ребенок;
ребенок – взрослый.
Создание общего психологического пространства общения с каждым
ребенком и группой в целом.
Обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у
ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Определение места в группе для оформления собственных достижений и
т.д.
Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия.
Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его
функциональную активность.
Учет половой дифференциации.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».