Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальное пение"

Mym111:iunUI0Hoe aBTOHOMHoe ,n:oIIIKOJioHoe 06pa.30BaTeJI0Hoe ~pe)l(,n:eHHe ,n:eTCKHH ca.n: N267
IlpHH.HTO:
Ile.n;arorn~eCKHM

M.t).ll:OY1

COBeTOM
.n;eTcKoro ca.n;a NQ

:j,J { 1~ «<

lg

67

I~ Ii MU&<,i),;

IlpoToKoJI NQ_i_ OT

&{)

('.

J,, C t? d J.A2dvP

,L(OilOJIHHTEJibHAfl

Oli~EOI>P A30BATEJibHAfl

Oli~EPA3BHBAIO~MI

IlPOrPAMMA

«BOKAJibHOE IIEHHE»
Bo3pacT ,n;eTeil- 5-7 neT
CpoK peantt3aI.J;iui - 2 ro,n;a

ABTop-cocTaBMTenh: KpyTMKOBa A.A.
Ile,z:i;aror ,ll;OIIOJIHMTeJII>HOro o6pa30BaHIDI

EKaTep11H6ypr
1

Содержание
1.

Целевой раздел…………………………………………………………...…3

1.1

Пояснительная записка …………………………………………….............3

1.2

Принципы построения программы………………………………………..5

1.3

Основные этапы программы……………………………………………….6

1.4

Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет………………………………..7

1.5

Планируемые результаты освоения программы………………………….8

1.6

Диагностика уровня развития певческих навыков детей………………...9

2.

Содержательный раздел…………………………………………………..11

2.1

Методы и приемы по реализации задач программы…………………….11

2.2

Методические приемы обучения детей пению………………………….12

2.3

Структура и форма занятий………………………………………………12

2.4

Примерный репертуар…………………………………………………….16

2.5

Перспективное планирование в старшей, подготовительной группах..20

3.

Организационный раздел………………………………………………....23

3.1. Программно-методическое обеспечение работа платной образовательной
услуги «Вокальное пение»……………………………………………..…...…...23
3.2

Методическая литература………………………………………………...23

3.3

Материально-техническое

обеспечение

работы

платной

образовательной услуги «Вокальное пение»…………………………………..24
4.

Цикл занятий в старшей, подготовительной группах…………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40

1

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка
«Музыка начинается с пения» (Курт Закс).

Россия издавна славилась своими песенными традициями. Песни
передавались от старшего поколения младшему с самого раннего детства. Это
были потешки, пестушки, колыбельные, затем заклички, дразнилки,
приговорки, трудовые, обрядовые, лирические, шуточные песни.
Но с течением времени жизненный уклад людей изменился, прервалась
цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение
людей к культурным традициям прошлого совсем иное. Все реже в домах
звучит хорошая музыка, за праздничным столом современные родители не
поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении
агрессивного музыкального фона поп- и рок-музыки, звучащих с экранов
телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Современные малыши редко
посещают с родителями театры, детские концертные филармонии, музеи. Все
это приводит к эмоциональному оскудению нации.
«Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова
В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального и
познавательного развития.
«Запоют дети – запоет народ» (К.Д.Ушинский).
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на
музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух,
без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и
динамический слух, музыкальное мышление и память.
Кроме того пение влияет и на общее развитие ребенка: формируются
высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем
мире, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
2

Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
других.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые

на

занятиях

по

вокальному

пению,

оказывают

оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям
дошкольных

образовательных

учреждений,

педагогам

учреждений

дополнительного образования.
Цель:

создание

условий

для

развития

певческих

навыков

и

формирования певческой культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные
•

формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной

культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая
характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию песни);
•

учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие

•

развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное

певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
•

развивать

музыкальные

способности

и

музыкально-слуховые

представления через целостное и дифференцированное восприятие средств
3

выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты,
движения, поза исполнителя).
Воспитательные
•

поддерживать

интерес

к

восприятию

песен,

содействовать

эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
•

побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной

отзывчивости;
•

побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной

импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева),
импровизации песни, танца, марша).
Отличительная особенность данной программы состоит в ее
практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в
активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных
исполнительских

навыков,

музыкальных

способностей,

гармонизацию

интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение
способов

творческого

самовыражения,

формирование

ценностных

ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности.
Программа платной образовательной услуги «Вокальное пение»
рассчитана на 1 года и направлена на развитие вокальных и творческих
способностей у детей от 5 до 7 лет. В программе учитываются возрастные
особенности детей.
1.2 Принципы построения программы:
•

принцип системности (организация образовательного процесса на

основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание,
средства,

результат),

ядром

которого

выступают

ведущие

линии

музыкального развития ребенка);
4

•

принцип психологической комфортности (создание условий, в которых

дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов,
ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности);
•

принцип творчества (креативности) – (предполагает максимальную

ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности);
•

принцип построения материала от простого к сложному (логичное

усложнение

задач

и

художественно-образной

основы

содержания

музыкального репертуара);
•

принцип учёта интересов детей (позволяет учесть индивидуальные

особенности детей, предоставить возможность осуществлять собственный
выбор, обеспечить им продвижение вперед своим темпом);
•

принцип

тематизма

(средствами

музыкального

искусства

последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов:
семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины — России и с их
мирами);
•

принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты

разнообразных

направлений

музыкального

искусства

—

народного,

классического и современного);
•

принцип гуманизации (реализацию программы в условиях личностно

ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ);
•

принцип интеграции;

•

принцип сотрудничества.
1.3 Основные этапы программы:
1 этап – диагностический.
Определение начального уровня развития певческих навыков детей.
2 этап – практический.

5

Организация работы по развитию певческих навыков и формирования
певческой культуры детей.
3 этап – контрольный.
Позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль
осуществляется диагностикой уровня развития певческих навыков детей на
конец года.
1.4 Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет
Шестой и седьмой год жизни – это период подготовки детей к школе. На
основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только
ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное
произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать
разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что
очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но
означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред
целостному восприятию? Исследования, проведенные в области сенсорных
способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную
закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится
задача

вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие

средства

«музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их,
действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки,
исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкальнослуховому развитию.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает
положительное влияние и на формирование голосового аппарата. Однако
голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью.
Дети 6-7 лет могут петь в диапазоне (до) – ре – до, низкие звуки звучат
более протяжно, удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне
6

звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, и его надо
избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два
взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановка певческого
голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах коллективного
исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио,
ансамбли и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор солистов,
пение под фонограмму.
Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в
какой-то мере творчески. Ярче проявляются индивидуальные музыкальные
интересы и способности.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы платной образовательной услуги
«Вокальное пение» дети смогут:
1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное
положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный
выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто
в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая
интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с
аккомпанементом и без него).
2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер,
жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение
мелодии.
3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни,
различать и называть песни, прослушанные в течение года.
4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических
суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и
песенных импровизациях.
7

6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных
выступлениях.
1.6 Диагностика уровня развития певческих навыков детей.
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих
способностей детей.
Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к
которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и
дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными
данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе методик
Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»),
К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П. Радыновой (развитие
музыкальнослуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития
дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных
Т.М. Орловой и С.И. Бекиной. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в
речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого
ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение
ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса).
Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и
заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
В

конце

года

проводится

повторное

диагностирование,

дающее

возможность наметить план дальнейшей работы.
8

2. Содержательный раздел
2.1. Методы и приемы по реализации задач программы:
Игровой метод:
•

игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого

дыхания;
•

развивающие игры с голосом;

•

игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные

упражнения;
•

театральные, мимические этюды;

•

игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;

•

музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:

•

беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими

установками,

эмоциональное

восприятие

художественно-образного

содержания вокальных произведений;
•

скороговорки на развитие дикции;

•

творческие игры со словом.
Наглядный метод:

•

наглядно-слуховой

метод

(включает

приемы

выразительного

исполнения песен, попевок педагогом);
•

наглядно-зрительный

(включает

показ

иллюстраций

к

песням,

музыкально-дидактическим играм).
Практический:
•

песни-миниатюры;

•

упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие

дикции, дыхания, артикуляции;
•

песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных

сценок, для развития песенного творчества).
9

2.2. Методические приемы обучения детей пению
1.

Показ

с

пояснениями.

Пояснения,

сопровождающие

показ

музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если
песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4. Приемы работы над отдельным произведением:
•

пение песни с полузакрытым ртом;

•

пение песни на определенный слог;

•

проговаривание согласных в конце слова;

•

произношение слов шепотом в ритме песни;

•

выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

•

настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

•

остановка

на

отдельном

звуке

для

уточнения

правильности

интонирования;
•

анализ направления мелодии;

•

использование элементов дирижирования;

•

пение без сопровождения;

•

зрительная, моторная наглядность.
5. Словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни в

зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
2.3.

Структура и форма занятий

Основной формой организации деятельности детей являются занятия с
октября по апрель, 2 раза в неделю, во второй половине дня, в музыкальном
зале.
10

Всего 56 занятий за учебный год.
Работа платной образовательной услуги строится на единых принципах
и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно
образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемой
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского
сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.3940-13.
Продолжительность занятия в старшей, подготовительной группы – 2530 минут.
Состав групп платной образовательной услуги формируется с учетом
возрастных особенностей детей и результатов диагностики уровня развития
их певческих навыков.
Наполняемость группы на занятиях 10-15 детей.
Формы организации образовательной деятельности вокального кружка:
•

индивидуальные и групповые занятия;

•

концертные выступления в ДОУ, участие в городских конкурсах и

мероприятиях.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности
(восприятие

музыки,

пение,

вокально-интонационные,

дыхательные

упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных
движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных
видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут):
Музыкальное

приветствие,

коммуникативные

игры

для

создания

положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
11

Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
•

упражнения, формирующие правильную певческую установку и

дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении
сидя и стоя);
•

дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между

музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
•

упражнения,

формирующие

правильное

звукообразование,

звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать
резонаторы, мягкая атака звука, приемы звуковедения на legato, non legato,
staccato, выработка кантиленного пения);
•

упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения

мелодии, понятие высоты звука);
•

упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения

опираться на устойчивые ступени лада);
•

вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения

навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи
при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
•

попевки, распевки для расширения диапазона голоса;

•

упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими

оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение,
выработка активного piano);
•

упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа

с ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому
изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни.
- знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о
характере, образном содержании, элементах выразительности;
12

- разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала
без сопровождения, потом с сопровождением).
2 этап. Закрепление текста.
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее
звучание;
- пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют);
- игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и
др.).
- пение на звук «у» для выравнивания унисона;
- пение a capella для установления чистого хорового строя;
- пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для
уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно
сложном фрагменте;
-

метод

мысленного

пения,

активизирующий

слуховое

внимание,

направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
- пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового
ансамбля;
- вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
- задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом,
для достижения тембрового и интонационного единства;
- пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа
звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной
выразительности).
13

- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога;
- игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету,
припевы можно вместе);
- игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
- игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет
ребенок, у которого игрушка);
- игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная
палочка»);
- пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
- игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном);
- инсценировка песен;
- пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни).
- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в
соответствующем характере, темпе, динамике;
- пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских
музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
3. Заключительная часть. (5

минут) Подведение

итога

занятия.

Музыкальная игра. Прощание.
2.4.

Примерный репертуар

Основу репертуара программы составляют детские песни народной,
классической и современной музыки, песни из мультфильмов. Разнообразие
репертуара позволяет педагогу подбирать музыкальные произведения с
14

учетом: возрастных особенностей и уровня развития вокальных способностей
детей.
Принципы подбора репертуара:
• исполнительские возможности;
• художественная ценность произведения.
Песенный репертуар может быть изменен и дополнен с учетом особенностей
детей.
Примерный репертуарный список
Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха
В объеме терции:
«Мы идем с флажками». Е. Тиличеева.
«Уж я колышки тешу». Русская народная мелодия.
«Белые гуси». М. Красев.
«Качи-качи». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.
В объеме кварты:
«Два кота». Польская народная мелодия.
«Петушок». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
«Дождик». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
«Идет коза». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
«В детский сад». Л. Печников.
В объеме квинты:
«В огороде заинька». В. Карасева.
«Чики-чики, чикалочки». Русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой.
«Кукушечка». Е. Тиличеева
«Барашеньки-крутороженьки». Русская народная мелодия.
«Дудочка». В. Карасева.
«На зеленом лугу». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.
Песни
Животные и птицы:
«Белка пела и плясала», словенская народная мелодия;
15

«Гуси», русская народная мелодия;
«Две тетери», русская народная мелодия;
«Воробей», А.Филиппенко;
«Воробушки», И.Кишко;
«Заинька», русская народная мелодия;
«Зайка», А.Филиппенко;
«Зайки серые сидят», Г.Финаровский;
«Курочка», Т. Попатенко;
«Мяу», Т.Шутенко;
«Наша киска», В.Витлин;
«Петушок», В.Витлин;
«Про котика», В.Маклаков;
«У окна-окошка», А.Филиппенко.
Мир ребенка и сверстников:
«Алешкин флот», Т.Попатенко;
«Барабанщик», Р.Хейф;
«Веселая девочка Таня», А.Филиппенко;
«В гости», Н.Бордюг;
«Водичка», В.Витлин;
«Вот так, хорошо», Т.Попатенко;
«Детский сад», Н.Бордюг;
«Детский сад», Н.Мурычева;
«К нам гости пришли», Ан.Александров;
«Мы — солдаты», Ю.Слонов;
«Песенка друзей», В.Герчик;
«Песенка о дружбе», Ю.Рожавская;
«Песенка о песенке», Т.Попатенко;
«Плакса», Б.Долинский;
«Праздник», Г.Фрид;
«С днем рождения», Ю.Слонов;
16

«Трусливая Наташа», И.Кишко.
Мир взрослых:
«Бабушка моя», Е.Гомонова;
«Заболела бабушка», Н.Мурычева;
«Мамочке любимой», Е.Гомонова;
«Маму я люблю», Н.Мурычева;
«Мы запели песенку...», Р.Рустамов;
«Наша воспитательница», Н.Мурычева;
«Песенка про бабушку», И.Пономарева;
«Песенка о няне», А.Филиппенко;
Мир природы:
Зима:
«Елочка», М.Красев;
«Елочка», А.Филиппенко;
«Снежок», И.Кишко;
«Снежок», Ю.Слонов;
«То снежинки, как пушинки...», А.Филиппенко.
Весна:
«Веснянка», И.Кишко;
«Весенняя песенка», А.Филиппенко;
«Песенка о весне», Г.Фрид;
«Тает снег», А.Филиппенко.
Лето:
«Будет дождик или нет?», Е.Тиличеева;
«Дождик», А.Филиппенко;
«Мы на луг ходили», А.Филиппенко;
«Солнышко», З.Компанейц.
Осень:
«Вот какие кочаны», Л.Львов-Компанейц;
«Грустное настроение», Н.Бордюг;
17

«Кап-кап-кап»., румынская народная песня в обр. Т.Попатенко;
«Листочек золотой», Г.Вихарева;
«Осень», Н.Бордюг;
«Осень», Е.Тиличеева;
«Осень», Ю.Чичков;
«Осень», В.Иванников (для взрослого и детей);
«Что нам осень принесет», З.Левитова.
Песенное творчество:
«Коза и козлята», Н.Мурычева;
«Кукла Таня знакомится с ребятами», Н.Мурычева;
«Мишкин марш», Н.Мурычева;
«Пароход гудит», Т.Ломова;
«Песня птички», Н.Мурычева;
«Плясовая зайчика», Н.Мурычева;
«Пчела жужжит», Т.Ломова.
2.5 Перспективное планирование в старшей, подготовительной группах
Месяц

Тема недели

Образовательные задачи

Октябрь

1 неделя.
Вводное
занятие.
«Песня – душа
народа».
2, 3 неделя.
«Осень – дивная
пора».
4 неделя
«Настроение в
песне»
1 неделя.
«Расскажи нам,
песенка»

Роль музыки, песни в жизни
человека.

Ноябрь

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен про
осень.
Научить детей определять
характер песни. Знакомство
с ладом.
Знакомство с песенным
текстом. Художественное
единство текста и музыки.
Строение песни (куплет,
припев, вступление,
проигрыш).

Итоговое
мероприятие
Выступление
на
праздничном
осеннем
развлечении.

Праздничный
концерт к Дню
Матери.

18

2, 3 неделя
«Моя мама
лучшая на
свете»
4 неделя.
«Волшебный
микрофон».

Декабрь

Январь

Февраль

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен о маме.

Знакомство с микрофоном.
Формирование навыков
работы с микрофоном,
постановки корпуса и рук
при пении в микрофон,
удаление, приближение
микрофона.
Вокально-хоровая работа.
1, 2 неделя.
«Город детства». Разучивание новогодних
песен.
Работа над
3, 4 неделя.
«С песней
выразительностью,
встретим Новый эмоциями. Развивать
год»
умение у детей петь под
Подготовка,
фонограмму. Формирование
репетиции к
сценической культуры
концерту.
пения.
2 неделя
«Русская зима»
3 неделя
«В гостях у
композитора»

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен о зиме.
Кто сочиняет песни?
Песенная импровизация на
заданный текст (окончания
песен, песенных фраз).

4 неделя
«От песенки до
оперы»
1 неделя.
«Хороводные,
шуточные,
календарные
песни».
2, 3 неделя.
«Россия –
Родина моя».
4 неделя.
«Госпожа
мелодия».

Формы и жанры вокальной
музыки.
Разучивание песен к
масленице.

Разучивание песен о папе,
дедушке, защитниках
отечества, России.
Работа над звуковедением.
Работа над дыханием.
Разучивание песен о маме.

Творческий
концерт для
родителей
«Декабрьские
вечера».

Музыкальная
гостиная
«С чего
начинается
песенка?»

Выступление
на музыкально
спортивном
празднике к 23
февраля.

19

Март

1, 2 неделя.
«Рисуем
голосом».
3, 4 неделя.
«Весна-красна».

Апрель

1, 2 неделя.
«Что такое
доброта?».
3, 4 неделя.
«Апрельская
капель».
Подготовка,
репетиции к
отчетному
концерту.

Разучивание песен к
конкурсам и фестивалям.
Возможности моего голоса.
Работа над
звукообразованием.
Разучивание песен к
конкурсам и фестивалям.
Разучивание песен о весне.
Песни о дружбе. Работа над
звукообразованием.
Повторение песен к
отчетному концерту.

Концерт для
мам и бабушек
к 8 марта.
Участие в
фестивалях –
конкурсах.
Участие в
фестиваляхконкурсах.
Отчетный
творческий
концерт
«Апрельская
капель».

20

3. Организационный раздел
3.1. Программно-методическое обеспечение работы платной
образовательной услуги «Вокальное пение»:
1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. (Приложение 1)
2. Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения.
(Приложение 2)
3. Скороговорки, чистоговорки. (Приложение 3)
4. Упражнения для распевания. (Приложение 4)
5. Песни и попевки для детей 4-5 лет. (Приложение 5)
6. Сценарии концертов. (Приложение 6)
3.2. Методическая литература
1. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011.
2. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах
года. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
3. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению
дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2013. № 1. – с. 44-47
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Скрипторий, 2017.
5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная
палитра, 2016.
6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
7. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2014.
8. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. – М.: Сфера, 2014.
9. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014.
10. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки,
распевки, музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет. – С-Пб.:
ДетствоПресс, 2017.
21

11. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – С-Пб.: ДетствоПресс, 2017.
12. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
3.3. Материально-техническое обеспечение работы платной
образовательной услуги «Вокальное пение»:
1. Электропианино.
2. Музыкальный центр.
3. Фонограммы песен.
4. Микрофоны.
5. Детские музыкальные инструменты.
6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки,
маски и т. д.).
7. Концертные костюмы.
4. Цикл занятий в старшей, подготовительной группах
Октябрь
Занятия № 1, 2
Тема: «Давайте познакомимся».
Задачи:
• формировать позитивное отношение к пению;
• способствовать

повышению

уверенности

в

себе

и

развитию

самостоятельности.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Пропой свое имя ласково».
Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра
«Слушаем тишину».
2. Основная часть.
22

Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные».
Вокально-певческая постановка корпуса: Л. Абелян «Петь приятно и удобно»
- слушание.
Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер» «Как кричит крокодил»
А. Усачев.
Пение: «Тише, тише, тишина» - слушание.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание,
музыкальная игра «В доме моем тишина».
Занятия № 3, 4
Тема: «Песня – душа народа».
Задачи:
• учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула;
• учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения
спокойно;
• знакомить с музыкальными жанрами;
• учить различать жанр песни через игру.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Пропой свое имя» – оценить, кто спел лучше, почему?
Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра
«Слушаем тишину».
2. Основная часть.
Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Почему все
звучит?»
Вокально-певческая постановка корпуса (сидя): Л. Абелян «Петь приятно и
удобно» - 1 куплет, разучивание.
Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит крокодил»
А. Усачев.
Пение: «Тише, тише, тишина» - разучивание.
23

3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание,
музыкальная игра «В доме моем тишина».
Занятия № 5, 6
Тема: «Осень – дивная пора».
Задачи:
• упражнять детей в чистом интонировании секунды, малой терции вниз
и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением.;
• развивать

навык

точного

интонирования

несложной

мелодии,

построенной в поступенном движении звуков вверх и вниз.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Пропой свое имя» – ласково. Музыкально-коммуникативная
игра «Найди друга».
2. Основная часть.
Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь
приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание.
Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова, «Ветер», «Как
кричит крокодил» А. Усачев.
Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова –
разучивание. Песня «Музыкантов» А. Горохов, О. Анофриев. «Кот Мурлыка»
Ю. Марцинкевич, А. Морозов.
3.Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - упражнение,
музыкальная игра «В доме моем тишина».
Занятия № 7, 8
Тема: «Настроение в песне».
Задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на песню;
24

• учить правильно интонировать мелодию песни;
• учить петь длинные и короткие звуки;
• учить петь кластер.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Пропой свое имя» – ласково. Музыкально-коммуникативная
игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину» - искусственно
созданные звуки.
2. Основная часть.
Беседы: «Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»
Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь
приятно и удобно» - закрепление.
Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова.
Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова –
закрепление. Песня «Музыкантов» А. Горохов, О. Анофриев. «Кот Мурлыка»
Ю. Марцинкевич, А. Морозов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - закрепление,
музыкальная игра «В доме моем тишина».
Ноябрь
Занятия № 1, 2
Тема: «Расскажи нам, песенка».
Задачи:
• продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения,
легким звуком;
• упражнять детей в чистом интонировании большой терции вниз;
• упражнять в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз.
1. Вводная часть.
25

Приветствие: «Пропой имя соседа слева». Музыкально-коммуникативная игра
«Доброе животное».
2. Основная часть.
Беседа: «Сила звука и динамический слух». Л. Абелян «Дыхание» - слушание.
Распевание: «Считалочка» М. Сидорова, «Эхо». Пение: «Кот Мурлыка» слова
Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова - разучивание.

«Лимонадный

дождик» К. Костин. «Для мамочки любимой» из репертуара группы
«Волшебники двора». «Мамочка любимая» М. Басова.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание,
музыкальная игра «Тишина».
Занятия № 3-6
Тема: «Моя мама лучшая на свете».
Задачи:
• продолжать учить детей петь без напряжения;
• развивать ладотональный слух;
• развивать эмоциональную отзывчивость на песню о маме;
• знакомить с новой песней.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Пропой имя соседа справа». Музыкально-коммуникативная
игра «Доброе животное», развивающая игра «Я тебя знаю» - отмечать ударные
и безударные слоги имени с помощью динамики (f и p).
2. Основная часть.
Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)». Л. Абелян
«Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».
Распевание: «Мы поем», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо»,
«Лесенка».
Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова –
закрепление.

«Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник –
26

разучивание. «Лимонадный дождик» К. Костин. «Для мамочки любимой» из
репертуара группы «Волшебники двора». «Мамочка любимая» М. Басова.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание,
музыкальная игра «Тишина».
Занятия № 7, 8
Тема: «Волшебный микрофон».
Задачи:
• продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у детей;
• учить петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию;
• закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с
музыкальным сопровождением.
1. Вводная часть.
Приветствие:

«Здороваемся

по

знакам

динамики».

Музыкально-

коммуникативная игра «Доброе животное», «Я и мои друзья - ладошки,
плечики, спинки, животы, коленки».
2. Основная часть.
Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)», «Сказка про
кота».
Вокально-певческая постановка корпуса (стоя): Л. Абелян «Петь приятно и
удобно». Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».
Распевание: «Мы поем», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо»,
«Лесенка», «Мы – веселые ребята».
Пение: «Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – закрепление.
«Лимонадный дождик» К. Костин. «Для мамочки любимой» из репертуара
группы «Волшебники двора». «Мамочка любимая» М. Басова.
3. Заключительная часть.
27

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - упражнение,
музыкальная игра «Тишина».
Декабрь
Занятия № 1-4
Тема: «Город детства».
Задачи:
• учить петь песню под фонограмму без напряжения, естественным
голосом;
• следить за четким и ясным произношением слов в пении;
• развивать эмоциональное отношение к пению;
• продолжать учить детей передавать веселый характер песни, правильно
пропевать гласные в словах;
• учить детей петь песню по цепочке.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная
игра «Дотронься до…».
2. Основная часть.
Беседа: «Как беречь голос» Л. Абелян, закаливание звуки – А, Э.
Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «Мы –
веселые ребята», «У деда Ермолая».
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – разучивание.
«Зима - красавица» Л. Олифирова. «Почему медведь зимою спит» Л. Книппера
и А. Коваленкова.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - разучивание,
музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».

28

Занятия № 5-8
Тема: «Песней встретим Новый год» (подготовка к концерту).
Задачи:
• продолжать учить петь выразительно, передавая разный характер песен;
• закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения;
• учить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни,
брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная
игра «Дотронься до…».
2. Основная часть.
Беседы: «Высота звука и звуковысотный слух», «Я красиво петь могу» слушание.
Распевание: «Без слов», «Пою себе», «Гармошка» - исполняется закрытым
ртом.
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – закрепление.
«Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – разучивание.
«Зима - красавица» Л. Олифирова. «Почему медведь зимою спит» Л. Книппера
и А. Коваленкова.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - закрепление,
музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».
Январь
Занятия № 1, 2
Тема: «Русская зима».
Задачи:
• повторить песни о зиме;
29

• учить петь детей в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать
песню;
• петь с инструментальным сопровождением и без него;
• развивать мышцы голосового аппарата.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная
игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки».
2. Основная часть.
Беседа: «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян.
Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «У деда
Ермолая», «Вышел зайчик погулять».
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина. «Белые
снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – повторение. «Зима красавица» Л. Олифирова. «Почему медведь зимою спит» Л. Книппера и А.
Коваленкова. «Лимонадный дождик» К. Костин.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова

«Маленькая мышка» -

разучивание, музыкальная игра «Поем гласные».
Занятия № 3, 4
Тема: «В гостях у композитора».
Задачи:
• познакомиться с профессией композитора, научиться импровизировать
песенные фразы;
• развивать у детей самостоятельность;
• учить правильно интонировать мелодию, выразительно обыгрывать
песню;

30

• учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером
песни (ласковая, игривая, светлая).
1. Вводная часть.
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная
игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки».
2. Основная часть.
Беседа: «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян, «Песенка про
гласные».
Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».
Пение: «Что ты хочешь кошечка?» слова А.Шибицкой, музыка Г.Зингера,
«Зайка, зайка, где бывал?» слова А.Шибицкой, музыка М.Скребковой.
«Лимонадный дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н.
Кузьминых. «Беспоряок» Ю. Кудинов.
2. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова

«Маленькая мышка» -

разучивание, музыкальная игра «Поем гласные».
Занятия № 5-8
Тема: «От песенки до оперы».
Задачи:
• познакомиться с формами и жанрами вокальной музыки;
• учить детей высказываться о характере песни;
• развивать эмоциональную отзывчивость на песню;
• упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонацию
на повторяющихся звуках.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная
игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки» в
быстром темпе.
2. Основная часть.
31

Беседа: «Длительность звука и чувство ритма».
Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».
Пение: Музыкальная сказка «Колобок на новый лад». «Лимонадный дождик»
К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н. Кузьминых. «Беспоряок» Ю.
Кудинов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова

«Маленькая мышка» -

закрепление, музыкальная игра «Поем гласные».
Февраль
Занятия № 1, 2
Тема: «Хороводные, шуточные, календарные песни».
Задачи:
• разучить русские народные песни, песни к Масленице;
• добиваться чистого интонирования мелодии, умения брать дыхание
между музыкальными фразами;
• учить песню по музыкальным фразам.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра
«Передай мячик».
2. Основная часть.
Беседы: «Нотный стан, скрипичный ключ, нота «До», «Формирование
качества звука. Интонация» Л. Абелян, «Баю бай» р.н.п.
Распевание: «Запевай песню», «Пою себе», «Села кошка на такси».
Пение: «Вот уж Зимушка проходит» русская народная песня, «Хоровод
Масленица» слова и музыка И.Парахневич – разучивание.

«Лимонадный

дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н. Кузьминых. «Беспоряок»
Ю. Кудинов.
32

3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание,
музыкальная игра «Гули-гули».
Занятия № 3-6
Тема: «Россия – Родина моя».
Задачи:
• знакомить с новой песней;
• уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах
терции;
• совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не
форсируя звук при усилении звучания;
• продолжать учить различать и самостоятельно определять направление
мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;
• упражнять в четкой дикции;
• учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра
«Передай мячик».
2. Основная часть.
Беседы: «Ноты «ДО», «РЕ». Ребусы», «Формирование качества звука.
Интонация» Л. Абелян, «Птичка-синичка».
Распевание: «Запевай песню», «Села кошка на такси», Сольфеджио.
Пение: «Росиночка-Россия» слова И.Шевчука, музыка Е.Зарицкой –
разучивание. «Лимонадный дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и
Н. Кузьминых. «Беспоряок» Ю. Кудинов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание,
музыкальная игра «Гули-гули».

33

Занятия № 7, 8
Тема: «Госпожа Мелодия».
Задачи:
• учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного
характера на заданный текст;
• развивать ладотональный слух;
• продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и
неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения,
проявляя при этом и самокритичность к собственному пению.
1. Вводная часть.
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра
«Передай мячик».
2. Основная часть.
Беседы: «Ноты «МИ», «ФА». Ребусы», «Формирование качества звука.
Интонация» Л. Абелян, «Динь-дон» р.н.п.
Распевание: «Запевай песню», «Колокольчик», «Села кошка на такси»,
Сольфеджио.
Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – разучивание. «Лимонадный
дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н. Кузьминых. «Беспоряок»
Ю. Кудинов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - закрепление,
музыкальная игра «Гули-гули».
Март
Занятия № 1-4
Тема: «Рисуем голосом».
Задачи:
34

• добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
• петь с музыкальным сопровождением и без него;
• развивать творческую самостоятельность, накапливать и использовать
музыкальный опыт;
• учить петь, правильно передавая ритмический рисунок;
• продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их
содержание;
• учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен.
1. Вводная часть.
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкальнокоммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик»,
«Скульптор».
2. Основная часть.
Беседы: «Ноты «ФА», «СОЛЬ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л.
Абелян, «Песенка про дикцию».
Распевание: «Колокольчик», «Колыбельная», «Ноты изучаем», Сольфеджио.
Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – закрепление. «Лимонадный
дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н. Кузьминых. «Беспоряок»
Ю. Кудинов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - разучивание,
музыкальная игра «Повторяй за мной».
Занятия № 5-8
Тема: «Мы весну встречаем».
Задачи:
• учить детей чувствовать жанр песни;
• упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке;
35

• следить за правильным дыханием;
• закреплять навык звуковысотной ориентировки;
• добиваться,

чтобы

при

самостоятельных

поисках

песенных

импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт;
• учить петь выразительно, осмысливая характер песен;
• развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму.
закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко,
свободно, без напряжения.
1. Вводная часть.
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкальнокоммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик».
2. Основная часть.
Беседы: «Ноты «ЛЯ», «СИ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л.
Абелян, «Песенка про дикцию», скороговорки.
Распевание: «Колыбельная», «Пой со мной».
Пение:

«Веселая

песенка»

слова

В.Борисова,

музыка

А.Ермолова.

«Лимонадный дождик» К. Костин. «Веселая такса» Е. Шашин и Н.
Кузьминых. «Беспоряок» Ю. Кудинов.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - закрепление,
музыкальная игра «Повторяй за мной».
Апрель
Занятия № 1-4
Тема: «Что такое доброта?».
Задачи:
• петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету,
но по музыкальным фразам;
36

• поощрять инициативу и творческие желания детей;
• развивать у детей ладотональный слух;
• слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии;
• учить при пении правильно формировать гласные;
• воспитывать у детей чувство дружбы;
• учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой
передавать содержание и характер песен.
1. Вводная часть.
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкальнокоммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Веселый
оркестр».
2. Основная часть.
Беседа: «Тембровая окраска и тембровый слух». Распевание: «Пой со мной»,
«Это я», «Подражаем скрипочке».
Пение: Песни по выбору.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - разучивание,
музыкальная игра «Шла коза по мостику».
Занятия № 5-8
Тема: Подготовка к отчетному концерту.
Задачи:
• учить петь детей легким звуком в оживленном темпе;
• учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни;
• учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также
смену темпа в запеве и припеве;
• работать над расширением диапазона детского голоса;
• способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к
низким звукам и наоборот;
37

• содействовать развитию у детей музыкальной памяти.
1. Вводная часть.
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкальнокоммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весѐлый
оркестр».
2. Основная часть.
Беседа: «Выразительность исполнения» Л. Абелян, «Модница», «Прекрасен
мир поющий».
Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Бубен», «Барабан».
Пение: Песни по выбору. Повторение выученных песен.
3. Заключительная часть.
Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - закрепление,
музыкальная игра «Шла коза по мостику».

38

Приложение 1

Уровень

Звуковысотный слух

Точность
интонирования

Задержка дыхания на
вдохе (гипоксическая
проба)

Продолжительность
дыхания (звуковая
проба «м»)

Особенности тембра

Фамилия,
имя ребенка

Сила звука

№
П/П

Певческий диапазон

Диагностика уровня развития певческих навыков детей
Дата диагностирования_______________________

______________ - Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
______________ - Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
_______________- Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Критерии диагностики уровня развития певческих навыков для
детей 6-7 лет
№ Критерии Показате
ли
Сила звука

2

3

Особенности голоса

1

Особеннос
ти тембра

Певческий
диапазон

Низкий

Голос слабый

Уровень
Средний

Голос не очень
сильный, но
ребенок может петь
непродолжительно
е время достаточно
громко.
В голосе слышен Нет ярко
хрип или сип.
выраженного
Голос тусклый,
тембра, но
невыразительны старается петь
й.
выразительно.
Диапазон в
Диапазон в
пределах 2-3
пределах
звуков.
возрастной нормы
(ре-си)

Высокий

Голос сильный

Голос звонкий,
яркий

Широкий диапазон
по сравнению с
нормой.

39

5

Развитие дыхания

4

7

8

Развитие звуковысотного слуха

6

Продолжи
тельность
дыхания
(звуковая
проба «м»)
Задержка
дыхания на
вдохе
(гипоксиче
ская проба)
Музыкальн
о-слуховые
представле
ния.

Менее 15 сек.

15-17 сек.

Более 17 сек.

Менее 16 сек.

16-18сек.

Более 18 сек.

Пение знакомой
мелодии с
поддержкой
голоса педагога.
Неумение
пропеть
незнакомую
попевку с
сопровождением
после
многократного
ее повторения.
Точность
Интонирование
интонирова мелодии
ния.
голосом так
таковое
отсутствует
вообще и
ребенок
воспроизводит
только слова
песни в ее ритме
или интонирует
1-2 звука.

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
при
незначительной
поддержке
педагога. Пение
малознакомой
попевки с
сопровождением
после 3-4
прослушиваний.
Ребенок
интонирует общее
направление
движения мелодии.
Возможно чистое
интонирование 2-3
звуков.

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
самостоятельно.
Пение
малознакомой
попевки с
сопровождением
после 1-2
прослушиваний

Различие
звуков по
высоте.

Различение звуков
по высоте в
пределах октавы и
септимы.

Различение звуков
повысоте в
пределах сексты и
квинты.

Не различает
звуки по высоте

Чистое пение
отдельных
фрагментов
мелодии на фоне
общего
направления
движения мелодии.

Низкий уровень – 1 бал,
Средний уровень – 2 балла,
Высокий уровень – 3 балла.
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокальнохоровыми навыками все баллы суммируются.

40

Набранные ребенком 14 – 22 балла соответствуют низкому уровню, 23 – 33
балла – среднему уровню, 33 – 44 балла – высокому уровню.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».