Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография"

Mymn.1JrnaJibHOe aBTOHOMHOe ,n:oIIIKOJibHoe o6pa.3oBaTeJibHoe ~pe)K)J;emrn ,n:eTCKH:H ca.n: .N2 67
ITpHH51TO:
ITe,n:arorHqecKHM coBeToM
~OYJ~CKOro ca,n:a .N2 67

O ('J_l,yMw(f 4u.auo./ C

ITpoTOKOJI .N2_
/ _ OT

OI)

J;6' 0 J · J...Qdv0

)J;OilOJIHHTEJibHMI Olil.QEOliPA30BATEJibHMI
Olil.QEPA3BHBAIOl.QMI IlPOrPAMMA
«XOPEOrPAIUl»
Bo3pacT ,n;eTeii - 5-7 rreT
CpoK pearrH3aI.J;HH - 2 ro,z:i;a

ABTop-cocTaBHTeJib: CHTHHKOBa A.P.
IIe,n;aror ,z:i;onoJIHHTeJibHOro o6pa3oBaHH51

Подписано цифровой подписью:
МАДОУ 67, Федчук И.В.
DN: cn=МАДОУ 67, Федчук И.В.,
o=МАДОУ-детский сад № 67,
email=mdou67@eduekb.ru, c=RU
Дата: 2022.07.14 14:50:29 +05'00'

EKaTepHH6ypr

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Хореография» для детей 5-7 лет обеспечивает вариативность
образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями
воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа разработана с целью приобщения детей к танцевальному
искусству, выявления и раскрытия творческих способностей дошкольников
посредством хореографического искусства.

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка…………………………………..………………. 3
1.2. Цели и задачи реализации программы…………………….……6
1.3. Принципы и подходы по реализации программы ………….…7
1.4.

Значимые

характеристики

для

формирования

и

реализации

программы…………………………………………………………………….10
1.5. Планируемые результаты освоения программы…………………...…..12
II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности. Описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации программы……..15
2.2.

Особенности

образовательной

деятельности

разных

видов и

культурных практик……………………………………………………….…23
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………….24
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников………………………………………………………………..25
III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.

Описание

материально-технического

обеспечения

программы……………………………………………...……………………..27
3.2. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания
программы………………………………………...…………………………..27
3.3. Учебно-тематический план. Традиционные события, праздники,
мероприятия………………………………...………………………………...28
3.4. Особенности организации развивающей предметно- пространственной
среды…………………………………………………………………………..31

1

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хореография» для детей 5-7 лет - нормативно-управленческий документ
образовательного

учреждения,

направленный

на

всестороннее

удовлетворение образовательных потребностей детей от 5 до 7 лет в
творческом, личностном развитии.
Программа разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
Состояние здоровья современных детей вызывает серьезную тревогу.
Поэтому одной из важнейших проблем образования является формирование
здорового человека на всю последующую жизнь.
Именно

дошкольный

возраст

является

наиболее

важным

для

формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот
период наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Организм
ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем
находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. В дошкольном
возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру
основных движений.
2

Одним из средств развития и формирования этих навыков у детей
дошкольного возраста выступает занятие хореографией. Так как хореография
способствует не только развитию творческих способностей, но и позволяет
формировать навыки здорового образа жизни ребенка.
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий.
Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не
могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают
ту, где нужно двигаться. Поэтому и занятия хореографией в детском саду,
который обычно проходит под веселую музыку, кажутся малышам
заманчивыми и привлекательными.
Программа по хореографии ставит своей целью приобщить детей к
танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту,
способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные
навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное
содержание. Данная программа направлена на приобщение детей к миру
танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными

возможностями

для

полноценного

эстетического

совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического
развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия
«общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни
самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать
и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно
смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук,
грацию

и

выразительность.

Занятия
3

танцем

помогут

сформировать

правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в
обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное
воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные
движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения,
непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами,
разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических
занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям
постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно
точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими
танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся
чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные
качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексность.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих
основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения
танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и
умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе,
навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения
танца;
4

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
1.2. Цели и задачи по реализации программы
Цель Программы - приобщение детей к танцевальному искусству,
способствующему их эстетическому и нравственному развитию; привитие
основных навыков умения слушать музыку и передавать в движении ее
многообразие и красоту; выявление и раскрытие творческих способностей
дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
•

формировать умение детей владеть своим телом, обучить культуре

движения, основам современного танца, основам актерского мастерства;
•

формировать восприятие музыкальных образов и способность

выражать их в движении, согласовывать их с музыкой;
•

укреплять здоровье, корректировать осанку детей;

•

прививать детям любовь к танцу;

•

соразмерно сформировать их танцевальные способности.

•

Развитие музыкальных и физических данных детей, творческой

активности и развитие интереса к танцевальному искусству.
•

Стимулировать

познавательные

процессы

личности

ребенка

(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) на основе
обогащения его эмоционально – волевой сферы.
•

Расширить возможности коммуникативной стороны общения у

ребенка (невербальными средствами коммуникации).
•

Повысить двигательную активность и движенческую культуру

ребенка (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление
всех групп мышц, совершенствование координации движений).
•

Обеспечить интерес и любознательность детей, развить их

художественный вкус. Познакомить ребенка с этикетом танца.
5

•

Воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к

прекрасному,

трудолюбию,

самостоятельности,

аккуратности,

целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в
коллективе.
Кроме того, выбранная форма – эффективное средство формирования
нравственного здоровья ребенка.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым
средством воспроизведения образа, а не целью данной программы.
1.3. Принципы и подходы по реализации программы
В данной Программе используются следующие принципы:
•

наглядности, показ физических упражнений, образный рассказ,

подражание, имитация известных детям движений;
•

доступности, обучение упражнениям от простого к сложному, от

известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка,
соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;
•

систематичности, регулярность занятий, повышение нагрузки,

увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения;
•

индивидуальности, учитывать индивидуальные особенности детей;

•

сознательности, понимание пользы упражнений, потребность их

выполнения в домашних условиях.
Методологические подходы к формированию Программы:
-

личностно-развивающий

подход,

который

предусматривает

организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм
реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для
развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов,
склонностей

с

учетом

признания

уникальности

личности,

ее

интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностноориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности
личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей.
6

«Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает
соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный

процесс

является

антропоцентрическим

по

целям,

содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном
взаимоотношении

его

участников,

подразумевающем

равноправное

сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе
диалогового общения;
-

воспитательный

процесс

подразумевает

сотрудничество

и

самих

воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность
индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко
использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений,
событий окружающей действительности на основе личностно значимых
ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в стимулировании, поддержке, активизации
внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
- личностно-деятельности подход рассматривает развитие в ходе
воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка.
Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие
руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне
сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит свою
миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными
и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими,
коммуникативными,

непредубежденными

и

обладающими

широким

кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов,
разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
7

методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка
сохранения

и

укрепления

здоровья,

психического

благополучия,

полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход
предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов, интересов и прочее), в значительной
мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом
различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных
результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к
каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть
свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать
недостатки коллективного, общественного воспитания;
-

проблемный

подход

позволяет

сформировать

видение

образовательной программы с позиций комплексного и модульного
представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным
областям и детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать

достижению

соответствующих

для

каждой

области

(направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде
образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи),
конкретизирующие
образовательного

образовательную
учреждения

по

деятельность

основным

дошкольного

направлениям

(которые

оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является
проектирование и реализация деятельности образовательной организации по
актуальным
возможностями

проблемам,

обусловленным

образовательной

противоречиями

организации,

(запросами родителей) и потребностями ребенка.
8

интересами

между
общества

1.4.Значимые характеристики для формирования и реализации
программы
Психолого-педагогические условия
-

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует

работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд.
Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше
обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время
спустя.
-

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью

побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с
этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал
в том количестве, которое необходимо для занятия.
-

На занятии должна быть доброжелательная обстановка, искренний и

чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих
воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.
-

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у

детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих
товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу, без которой
невозможно становление и развитие творчества.
Возрастные особенности. Дети становятся более артистичными и
координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое
поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают
различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития
физических

и

познавательных

способностей

ребенка,

общения

со

сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно
выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно
хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или
движение правильно.
9

Сроки реализации программы
Программа предназначена для обучения детей от 5 до 7 лет и рассчитана
на два учебных года.
Срок освоения программы определяется:
- постепенным характером формирования физического аппарата ребенка
для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной
программы;
- процессами психического развития ребенка;
- большим объемом материала, много-предметностью;
- групповым

характером

освоения

программы

и

предъявления

образовательного результата.
Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня.
Длительность занятий на первом году обучения – 25 минут, на втором – 30
минут.
Кадровые условия:
Педагог

дополнительного

образования,

имеющий

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области,

соответствующей

профилю

Программы,

либо

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению

«Образование и педагогика».
Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей
профилю Программы.

10

Программа
дополнительного
образования

Направленность Специалист/ФИО

Данные
специалиста

Художественно- Педагог
Дополнительная
дополнительного
общеобразовательная эстетическое
развитие
образования,
общеразвивающая
Ситникова Анна
программа
Романовна
«Хореография» для
детей 5-7 лет
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты:
Первый год обучения (старший возраст – 5 - 6 лет). Могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют
выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.
Умеют исполнять современные танцы и комплексы упражнений, а также
двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Второй год обучения (старший возраст – 6 - 7 лет). Могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют
выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.
Умеют исполнять современные танцы и комплексы упражнений, а также
двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства
танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после
освоения программы.
Целевые ориентиры:
- ребенок

овладевает

навыками

учебной

деятельности,

проявляет

инициативу и самостоятельность в хореографической деятельности;
11

- ребенок

обладает

установкой

положительного

отношения

к

образовательной деятельности, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
- у ребенка повысится уровень развития познавательных психических
процессов: внимания, логического и творческого мышления, разных видов
памяти, воображения.
- ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- у ребенка развита мелкая моторика, зрительно-моторная координация, он
может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении разных задач;
- у ребенка происходит динамика личностного роста.
Предполагаемые результаты освоения детьми дошкольного возраста
программы:
К концу обучения дети знают:
- начало и конец музыкального вступления,
- названия новых танцевальных элементов и движений,
К концу обучения дети умеют:
- откликаться на динамические оттенки в музыке,
- выполнять простейшие ритмические рисунки,
- реагировать на музыкальное вступление,
- красиво и правильно исполнять танцевальные элементы,
- давать характеристику музыкальному произведению,
- ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков,
- исполнять движения в парах, в группах,
- держаться правильно на сценической площадке.
Ожидаемый результат по модулю
12

«Искусство танца» для детей 5-6 лет.
К концу года ребенок будет знать:
• 4 – 5 ритмически-образных танцев по показу, предлагаемых по модулю (на
усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей);
• 5 - 6 сюжетно-образных танцев;
• технику основных двигательных и танцевальных движений;
• владение выразительностью и красотой движения.
Ожидаемый результат по модулю
«Театр Танца» для детей 6 - 7 лет.
К концу года ребенок будет знать:
•

5 - 6 ритмически-образных танцев по показу для самостоятельного
исполнения;

• 6 - 7 сюжетно-образных танцев (на усмотрение педагога, ориентированного
на возможности детей);
• технику двигательных и танцевальных движений;
• владение выразительностью и красотой движения;
• динамические оттенки в музыке.
К концу второго года ребенок будет уметь:
• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и танцевальный
образ;
• воспринимать музыкально - танцевальный материал по словесному
описанию;
• согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе;
• самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному модулю
репертуар.
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
13

- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа определяет содержание и организацию дополнительно
развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста.
Содержание

Программы

обеспечивает

приобщение

детей

к

танцевальному искусству, способствует эстетическому и нравственному
развитию дошкольников; прививает детям основные навыки умения слушать
музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту; раскрывает
творческие способности дошкольника посредством хореографического
искусства,

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

воспитанников, их образовательных потребностей, интересов и способностей.
Задача второго года обучения: научить детей новым танцевальным
движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить
танцевальный рисунок
Направленность модуля - расширение «багажа» движений ребенка,
развитие двигательной памяти, а также непосредственное создание с детьми
танцевальных миниатюр. В работе с дошкольниками обучение идет по
спирали, с постепенным усложнением. Каждый год обеспечивается
возвращение к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом
музыкальном материале, с учетом возрастных особенностей детей
Структура организации занятия:
Занятие

состоит

из

вводной,

заключительной частей.
Вводная часть:
- построение и приветствие детей
14

подготовительной,

основной

и

- проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты,
голова прямо
Подготовительная часть занятия:
- разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
- танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая
гимнастика).
Основная часть занятия:
- разучивание

новых

танцевальных

движений

и

композиций,

повторение пройденных.
- разучивание

новых

сюжетно-образных

танцев

и

повторение

пройденных.
Заключительная часть:
- музыкальная игра
- построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские
песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но
основной темп – умеренный.
Этапы процесса обучения:
• Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на
три этапа:
• Начальный

этап

—

обучению

упражнению

(отдельному

движению);
• Этап углубленного разучивания упражнения;
• Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный

этап

обучения

характеризуется

созданием

предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения
педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются
воссоздать увиденное, подражая педагогу.
15

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает
условия для формирования его образа, активизирует работу центральной
нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию,
которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования
упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании
двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения
руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный
этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении
сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами,
головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать
наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования
представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно
разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод.
Например, изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее
соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее
обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и
исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его
повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление
о нем.
Этап

углубленного

разучивания

упражнения

характеризуется

уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная
задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию
закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного
выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное
выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по
16

сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети
приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и
запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей
самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап

закрепления

образованием

двигательного

и

совершенствования

навыка,

переходом

его

характеризуется
к

творческому

самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении
двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования
движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы
использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения
упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь
только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и
эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно
применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных
комбинациях, комплексах и танцах.
На

занятиях

хореографией

подбор

упражнений

соответствует

возможности и подготовленности детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального
искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских
праздниках и концертах.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому
музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим
принципам:
•

соответствие возрасту;

•

художественность музыкальных произведений, яркость,

динамичность их образов;
17

•

моторный

характер

музыкального

произведения,

побуждающий к движениям;
•

разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных

произведений на примерах народной, классической и современной
музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На

основе

подобранного

музыкального

материала

создается

танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии развивались
музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, основы духовной
культуры детей.
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей
дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность,
естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его
органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с
окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
18

Содержание модуля «Искусство танца» для детей 5-6 лет
• Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
- Изображение различных животных в движении
- упражнения для всех групп мышц с предметами и без;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными
движениями
• Партерная гимнастика.
- упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника
- упражнения на развитие растяжки, плавный переход из упражнения в
упражнение: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «березка»,
«улитка»; «рыбка», «коробочка»
• Танцевальные движения.
- повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
- танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах,
флажки, ленты на палочке, шляпками) пройденные с последовательным
чередованием и новые, более сложные
- работа над движением рук – пластика кистей,
- движения корпусом наклоны и повороты в сочетании с пройденными
движениями
- легкие, равномерные, высокие прыжки на местах, с продвижением по
диагонали
- танцевальные движения в парах с использованием элементов, пройденных
ранее
- построение в круг, в линию, в две, с использованием пройденных
танцевальных элементов;
- движения польки по кругу;
• Ритмические и образные танцы по показу:
- «Смотрите в небе самолёт»;
- «Помогатор»;
19

- «Танец робота»;
- «Интересно все вокруг»;
- «Бим-Бом»;
• Сюжетно-образные танцы
Повторение изученных ранее танцев и некоторое их усложнение
Изучение новых танцев «Ромашки», «Танго снежинок», «Гавайский»,
«Ку-ку!».
• Открытый урок в конце первого полугодия;
• Отчетный концерт в конце года.
Содержание модуля «Театр танца» для детей 6 - 7 лет
• Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
- образные упражнения в движении (в ходьбе, беге, прыжках)
- упражнения для плеч, головы корпуса;
- упражнения для всех групп мышц с предметами и без
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста
• Партерная гимнастика.
- упражнения для развития гибкости с усложнением: «книжка»,
«бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»;
«рыбка»
- быстрый переход из упражнения в упражнение с использованием
музыкальной подборки
• Танцевальные движения.
- повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение
- упражнения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, флажки
и другие) пройденные с последовательным чередованием и новые, более
сложные
- работа корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими
элементами

(притопами,

различными

движениями руками)
20

танцевальными

шагами,

- легкие, равномерные, высокие прыжки на местах, с продвижением по
диагонали
- работа над движением рук – пластика кистей,
- танцевальные движения в парах с использованием элементов,
пройденных ранее
- построение в круг, в линию, в две, с использованием пройденных
танцевальных элементов;
- движения польки по кругу;
• Ритмические и образные танцы по показу:
- Поехали, вперёд!»
- «Танец Зебрика»
-

«Винтик»

- «Какуна Матата»
- «Мы маленькие звёзды»
- «Маленькие и большие»
• Сюжетно-образные танцы
- Повторение изученных ранее танцев и добавление перестроений
- Изучение новых танцев с использованием предметов «Осенних листьев
танец», «Снежные узоры», «Танго снежинок» «Вальс цветов» «Русские
забавы», «Вот такой наш лес».
• Открытый урок в конце первого полугодия;
• Отчетный концерт в конце года.
Учебный план по модулю
«Искусство танца» для детей 5 - 6 лет
Тематический блок

Содержание
изображение различных животных в
движении
21

Кол-во
часов
2

упражнения для всех групп мышц с
предметами и без;
бег и прыжки в сочетании по
Танцевальная
разминка, ритмическая принципу контраста
гимнастика
различные перестроения в ходьбе, в
беге в сочетании с различными
движениями
Итого:

2

4

2
10

упражнения

для

стоп,

развития

растяжки, гибкости позвоночника

4

упражнения на развитие растяжки,
Партерная гимнастика

плавный переход из упражнения в
упражнение: «книжка», «бабочка»,
«лодочка»,

«колечко»,

6

«березка»,

«улитка»; «рыбка», «коробочка»
Итого:

10
повторение пройденных элементов и
композиций и их усложнение

2

танцевальные движения с атрибутами
(мяч, султанчики, ленты на кольцах,
флажки, ленты на палочке, шляпками)
Танцевальные
движения.

пройденные

с

4

последовательным

чередованием и новые, более сложные
работа над движением рук – пластика
кистей,
движения

корпусом

наклоны

и

повороты в сочетании с пройденными
движениями

22

2

2

легкие,

равномерные,

высокие

прыжки на местах, с продвижением по

4

диагонали
танцевальные движения в парах с
использованием

элементов,

2

пройденных ранее
построение в круг, в линию, в две, с
использованием

пройденных

2

танцевальных элементов;
движения польки по кругу;
Итого:
Ритмические и
образные танцы по
показу:

20
«Смотрите в небе самолёт»;

2

«Помогатор»;

2

«Танец робота»;

2

«Интересно все вокруг»;

2

«Бим-Бом»

2

Итого:
Сюжетно-образные
танцы

2

10
«Ромашки»

4

«Танго снежинок»

4

«Гавайский»

4

«Ку-ку!»

4

Итого:

16

Открытый урок в конце
первого полугодия;
Отчетный концерт в
конце года

2
2

Итого по модулю:

70
Учебный план по модулю
23

«Театр танца» для детей 6 - 7 лет
Тематический блок

Кол-во

Содержание

часов

образные упражнения в движении (в
ходьбе, беге, прыжках)
упражнения для плеч, головы корпуса;
Танцевальная
разминка, ритмическая упражнения для всех групп мышц с
гимнастика.
предметами и без
бег

и

прыжки

в

сочетании

по

принципу контраста
Итого:

4
4
4

4
16

упражнения для развития гибкости с
усложнением: «книжка», «бабочка»,
«лодочка»,
Партерная гимнастика

«колечко»,

«мостик»,

4

«березка», «улитка»; «рыбка»
быстрый переход из упражнения в
упражнение

с

использованием

4

музыкальной подборки
Итого:

8
повторение пройденных элементов и
композиций и их усложнение

Танцевальные
движения.

упражнения

с

атрибутами

султанчики,

ленты

на

(мяч,

кольцах,

флажки и другие) пройденные с
последовательным

2

2

чередованием и

новые, более сложные
работа

корпусом

-

повороты

и

наклоны в сочетании с другими
24

4

элементами (притопами, различными
танцевальными шагами, движениями
руками)
легкие,

равномерные,

высокие

прыжки на местах, с продвижением по

2

диагонали
работа над движением рук – пластика
кистей,

2

танцевальные движения в парах с
использованием

элементов,

2

пройденных ранее
построение в круг, в линию, в две, с
использованием

пройденных

2

танцевальных элементов;
движения польки по кругу;
Итого:

Ритмические и
образные танцы по
показу:

18
«Поехали, вперёд!»

2

«Танец Зебрика»

2

«Винтик»

2

«Какуна Матата»

2

«Мы маленькие звёзды»

2

«Маленькие и большие»

2

Итого:

Сюжетно-образные
танцы

2

12
«Осенних листьев танец»

2

«Снежные узоры»

2

«Танго снежинок»

2

«Вальс цветов»

2

25

«Русские забавы»

2

«Вот такой наш лес»

2

Итого:

12

Открытый урок в конце
первого полугодия;

2

Отчетный концерт в
конце года.

2

Итого по модулю:

70

2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Культурные практики ребёнка в конструировании обеспечивают его
активную и продуктивную образовательную деятельность.
Игровая деятельность переводит внешнее действие во внутренний план
«замысел», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое
отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру.
Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий,
который строится по прихоти играющих и не имеет результативного
завершения.
Двигательная

практика

связанна

с

выполнением

упражнений,

направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
•

Взрослые и дети — партнёры по совместной деятельности.

Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом,
не командовать, не назидать (каждый важен!).
26

•

Взаимодействие взрослых и детей осуществляется в условиях

принятия и соблюдения всеми партнёрами общих норм и правил поведения,
уважения друг к другу.
•

Взрослый, как более мудрый партнёр, обеспечивает ситуацию

успешности каждого ребёнка. Только вера ребёнка в себя, отсутствие страха,
что он может быть не понят или осуждён, способны поддерживать развитие
детской инициативы (инициатива не наказуема!). Неоценимое значение для
создания такой ситуации успешности имеет искренняя похвала взрослого.
Искусством говорить комплименты педагог должен владеть фактически в
совершенстве, так как похвала, повторяемая од-ими и теми же словами и с той
же интонацией, перестаёт работать.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
•

развивать активный интерес детей к окружающему миру,

стремление к получению новых знаний и умений;
•

создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие

детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в
личном опыте;
•

постоянно расширять область задач, которые дети решают

самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять
детскую инициативу;
•

тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать

трудности, доводить начатое дело до конца;
•

ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих

небрежность,

торопливость,

равнодушие

к

результату,

склонных не завершать работу;
•

«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в

которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
27

достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в
аналогичном случае;
•

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных

самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
•

создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт

дружеского общения, внимания к окружающим;
•

создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои

знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает
волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело
до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений;
•

показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство

радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Родители детей дошкольного возраста – активные участники и
помощники для своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания,
открывают способности своего ребенка, открывают и себя, свои таланты и
творческие способности.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию
и интерес детей, дает родителям возможность лучше узнать внутренний
потенциал своего ребенка.
В работе дополнительной образовательной услуги используются
следующие формы работы с родителями:
-

информационно-просветительская работа (консультации, папки-

передвижки, буклеты, памятки);
-

родительские собрания;

-

индивидуальные беседы и советы;

-

открытые мероприятия, дни открытых дверей;
28

-

участие родителей в подготовке и проведении праздников,

фестивалях, концертах;
-

оформление фотовыставок.

29

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
На занятиях по хореографии используются различные предметы:
платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи,
султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, ковры для занятий
и др. Для открытых уроков и отчетных концертов используются также
костюмы

и

дополнительные

атрибуты,

для

яркости

представления

приобретенных навыков по программе.
Технические средства:
- музыкальный центр;
- аудио материал
- ноутбук
Форма для занятий:
- девочки:

белые

футболки,

белые

юбки,

носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная обувь, волосы
хорошо подобраны;
- мальчики:

белые

футболки,

черные

шорты,

мягкая обувь - чешки.
3.2. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания
программы
1. Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для
детей. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20016
2. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.В. Обучение дошкольников современным
танцам.

Методическое

пособие.

образования, 2014

30

–

М.:

Центр

педагогического

3.3. Учебно-тематический план
Объем программы рассчитан на 70 занятий в год (с сентября по май) два
раза в неделю, дети от 5 до 6 лет – 25 минут, дети от 6 до 7 лет – 30 минут.
№
1

Тематический блок
Танцевальная разминка, ритмическая
гимнастика

5 – 6 лет

6-7 лет

Кол-во

Кол-во

часов

часов

10

16

2

Партерная гимнастика

10

8

3

Танцевальные движения

20

16

4

Ритмические и образные танцы по
показу

5

Сюжетно-образные танцы

6

Открытый урок в конце первого

16

полугодия
Отчетный концерт в конце года

7

10

Итого

2

14

12
2

2

2

70

70

Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
одновозрастные группы детей. Ведущей формой организации занятий является
групповая.
Расписание занятий старшей возрастной группы (5 – 6 лет)
2020-2020 учебный год
Группа

Понедельн
ик

Вторник

Среда

Четверг

Старшая
возрастная
группа
«Баунти»

__

15.40 – 16.05

__

15.40 – 16.05

31

Расписание занятий подготовительной возрастной группы (6 – 7 лет)
2020-2021 учебный год

Группа

Понеде
льник

Вторник

Подготовитель
ная возрастная
группа

Среда

16.00 – 16.30

Четвер
г

Пятниц
а
16.25 –
16.55

Календарный учебный график
на 2020-2021 учебный год
Программа
дополнительного
образования/

Годовой цикл

Старшая группа

Подготовительная
группа

НОД (мин.)

НОД (мин.)

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

ноябрь

октябрь

сентябрь

«Хореография»

неделя

месяц

направленность

32

декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

3 нед

6/150

6/180

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

1 (25)

1 (30)

4нед

7/175

7/210

I

2 (25)

2 (30)

II

1 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

V

1 (25)

4нед

8/200

8/240

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

I

2 (25)

2 (30)

II

2 (25)

2 (30)

33

III

2 (25)

2 (30)

IV

2 (25)

2 (30)

4нед

8/200

8/240

Традиционные события, праздники, мероприятия:
Традиционными

общими

мероприятиями

являются

фестивали,

концерты, праздники, вечера танца.
Планируются совместные досуговые мероприятия с родителями:
• Открытое занятие по хореографии.
• Отчетный концерт по хореографии.
3.4. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Организация

предметно-пространственной

среды

является

непременным компонентом элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер. Предметно-пространственная
среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить
социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности
его актуального и ближайшего развития.
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как
система

материальных

объектов

и

средств

деятельности

ребенка,

функционально моделирующая содержание развития его духовного и
физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с
ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность.
Среда рассматривается:
- с точки зрения психологии, как условие, процесс и результат
саморазвития личности;
- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности
ребенка, формирования

отношения к

базовым ценностям, усвоения

социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств;
34

способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру
личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию
недостатков их развития.
3. Возможность общения и совместной деятельности детей.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».