1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о проведении педагогической диагностики достижения
воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования МАДОУ-детский сад № 67 (далее – положение) разработано на
основании:
Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ-детский сад № 67
(далее – ОП ДО);
Уставом МАДОУ-детский сад № 67 (далее – МАДОУ).
1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее
организации и методах решает непосредственно ДОО в соответствии с требованиями
ФГОС ДО И ФОП ДО.
1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор, анализ и
хранение данных об индивидуальном развитии воспитанников ДОО, что обеспечивает
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО планируемых
результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку
индивидуального развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти
образовательных областей:
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не требует согласия их
родителей (законных представителей).
1.7. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагог-психолог)
проводят психологическую диагностику развития детей с целью выявить и изучить
индивидуально-психологические особенности воспитанников.
1.8. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике допускается только с
согласия их родителей (законных представителей).
1.9. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО используют для решения
задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей и
получить информацию об успешности освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития каждого
ребенка;
составить на основе результатов диагностики индивидуальные образовательные
маршруты освоения ОП ДО;
скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности, совершенствовать РППС;
оптимизировать работу с группой детей.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе освоения
детьми ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную группу педагоги
применяют критерии и методы педагогической диагностики с учетом возраста детей и
усложнения образовательных задач и содержания образовательной деятельности;
принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны
родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые
непосредственно с ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в остальных
случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат внешнему контролю;
принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают
изучаемые показатели, диагностические методы, сроки и организацию обследования на
основе научных исследований;
принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с
соблюдением этических норм и правил;
принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику без
нарушения режима пребывания детей в детском саду и минимальными усилиями
получают достаточное количество диагностической информации;
принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика проводится в
установленные сроки на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду;
принцип динамичности – диагностический инструментарий, который применяют
педагоги, позволяет в установленные сроки провести педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников:
позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и оценивать
их динамику;
учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать возрастные
закономерности развития на основе оценки изменений деятельности воспитанника;
учитывает представленные в ОП ДО целевые ориентиры, но не использует их в
качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах:
стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в
зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом адаптационного периода
– в течение двух месяцев;
в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на завершающем
этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью определения
динамики развития детей;
по запросу родителей (законных представителей) ребенка.
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного
года педагоги фиксируют с 1-го по 15-е число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики воспитанников
ДОО:
заместитель заведующего по ВМР обеспечивает условия для проведения
объективной оценки индивидуального развития детей: помогает выбрать
диагностический инструментарий, консультирует педагогов, которые испытывают
сложности в проведении педагогической диагностики и анализе ее результатов;
специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
учитель-логопед) проводят педагогическую диагностику по своему направлению
развития воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при
необходимости; анализируют результаты диагностики и определяют задачи работы с
детьми, в том числе индивидуальной, коррекционной;
воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих возрастных
группах, анализируют результаты педагогической диагностики и определяют задачи
работы с детьми, в том числе индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с помощью
малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития детей используются универсальные
маркеры – «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:
«обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным,
характерным для ребенка, проявляется чаще всего в самостоятельной деятельности
ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
«изредка» (+/–) – означает, что данный показатель не характерен для ребенка, но
проявляется в его деятельности и (или) поведении время от времени, чаще при создании
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление;
«никогда» (–) – означает, что данный показатель не проявляется в деятельности и
поведении ребенка.
3.7. Большое количество маркеров «обычно» и «изредка» отражают уровень возрастной
нормы развития воспитанников ДОО. Преобладание маркеров «никогда» указывает на
необходимость организовать или усилить индивидуальную работу с ребенком с учетом
выявленных проблем по конкретному направлению или направлениям и взаимодействие с
родителями с целью достижения совместными усилиями положительной динамики.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют
образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика,
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года с целью определить
эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики
с учетом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на
новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты ДОО
заполняют индивидуальные карты развития на каждого воспитанника ДОО, составляют
аналитические справки, которые предоставляют старшему воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики педагоги и специалисты ДОО
используют
карты для диагностики развития детей от 1,5 до 7 лет, разработанные
педагогами ДОУ. Для оценивания проявления потенциальной одаренности у детей
старшего дошкольного возраста предусмотрена методика «Карта одаренности», созданная
А.И.Савенковым на основе методики Д.Хаана и М.Каффа.
4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения
воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
диагностические беседы;
диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и режимные
моменты;
анализ продуктов деятельности детей;
диагностические беседы с родителями.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей в ДОО и ухода
из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую диагностику
5.1. Педагоги ДОО несут ответственность:
за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
ознакомление
с итогами обследования воспитанников соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
качество проведения обследования воспитанников;
доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников;
оформление
соответствующей
документации
по
итогам
проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
воспитанников ДОО осуществляет заместитель заведующего по ВМР посредством:
ежедневного текущего контроля;
тематического контроля;
оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля заместитель заведующего по ВМР организует посещение групп и
анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с
педагогами.
7. Документация
7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и
конец учебного года;
проводят анализ по каждой образовательной области и составляют аналитическую
справку по результатам педагогической диагностики воспитанников своей группы;
в установленные сроки предоставляют аналитические справки заместителю
заведующего по ВМР, который обобщает результаты педагогической диагностики
воспитанников ДОО;
на начало учебного года разрабатывают индивидуальные образовательные
маршруты, план индивидуальной работы с детьми, программы работы с одаренными
воспитанниками и детьми с особыми образовательными потребностями (при
необходимости).
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический материал – в
методическом кабинете.
7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, протоколы, записи в ходе
педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не подлежат
проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО и закрепляет локальными актами.