Пояснительная записка
Хореографическое искусство как специфический род человеческого
мышления
и
исторического
творческой
периода
деятельности,
более
других
оно
в
течение
искусств
было
огромного
широко
и
непосредственно внесено в процесс материальной и духовной жизни людей и
выполняло свое предназначение в интересах общества. Являясь ярким
выразительным воплощением ментальных особенностей, национального
мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических
взглядов,
господствующих
в
тот
или
иной
исторический
период,
хореографическое искусство оказывало влияние на духовный мир человека и
его взаимоотношения в обществе, нравственной позиции, положительного
отношения к лучшим национальным традициям и общечеловеческим
ценностям. Танец имеет огромное значение как средство воспитания
национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему
присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и
характер.
Искусство танца ‒ великолепное средство воспитания и развития
ребенка. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как
личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует
атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают
ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков,
которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное
богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он
сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит
радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит
духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем,
что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов. Система
образования
России,
разрабатывая
программы
развития
воспитания
различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно –
нравственное
становление
детей
и
молодежи,
подготовку
их
к
самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества,
государства.
Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает
чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в
танце проявляется характер и духовные качества личности. Танец развивают
эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему
знания о мире, то танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик,
связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира.
Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму
переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами
зелени, травы, яркостью неба и солнца. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством,
имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не
занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования
школьников. Хореография – важный элемент культуры, она должна
изучаться в общеобразовательной школе как предмет образовательной
области.
Танец, в отличие от других предметов, снимает перегрузку,
улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую
успеваемость.
Хотелось
учреждениях была
хореографический
бы,
чтобы
хореография
в
образовательных
представлена в следующих видах: уроки ритмики,
кружок,
специальные
классы
или
классы
с
хореографическим уклоном. К сожалению, у нас в стране сегодня нет четкой
позиции
государства
по
отношению
3
к
предметам
художественно-
эстетического цикла. С одной стороны, эти дисциплины включены в
стандарт общего образования, с другой, существует тенденция к сокращению
часов. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного, нравственно-духовного и
физического развития.
2.2Программа «Экоклассика»
Программа
«Экоклассика»
нацелена
на
воспитание
эмоционально-
нравственного отношения детей к природе средствами классического танца,
а также физическое совершенствование младших школьников. Вместе с тем
классический танец способствует всестороннему развитию ребенка, решению
личностных
проблем
реабилитационной,
путем
реализации
эстетической,
функции
функций:
оздоровительной,
двигательной
активности,
познавательного интереса и т.д.
Программа не предполагает изучение базовых понятий экологического
образования, так как эти знания приобретаются детьми на занятиях по
ознакомлению с окружающим миром в начальной школе.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является воспитание эмоционально-ценностного
отношения к природе, совершенствование физических данных у детей
младшего школьного возраста средствами классического танца.
Задачи, стоящие перед педагогом в процессе выполнения программы, можно
разделить на следующие.
Обучающие:
Формирование нравственно-этической культуры по отношению к
природе посредством воплощения мотивов природы в сценических
образах, в процессе живого общения с объектами природы;
4
Развитие
познавательного
интереса
к
объектам
природы,
использование знаний о природе на уроках классического танца;
Освоение теоретической и исполнительской базы знаний, умений,
навыков в области классического танца;
Воспитательные:
Воспитание эмоционально-чувственного отношения к природе;
Воспитание эстетического отношения к природе;
Воспитание художественного вкуса;
Воспитание чувства патриотизма ;
Воспитание трудолюбия, настойчивости, целеустремленности;
Воспитание
нравственно-этического
отношения
к
сверстникам,
взрослым;
Развивающие:
Повышение экокреативности;
Расширение эколого-эмоционального, эколого-эстетического опыта
ребенка;
Обогащение опыта практической деятельности в природе;
Развитие
физических
данных
ребенка,
устранение
недостатков
телесного развития, патологических проявлений;
Развитие
координации,
чувства
ритма,
музыкальности,
выразительности, артистизма, исполнительского мастерства и т.д.
5
На уроках классического танца формирование представлений ребенка
об окружающем мире происходит в процессе создания образов
природы.
Этот процесс предполагает пластическое изображение образа, создание
музыкально-пластических этюдов, массовых сюжетных и тематических
танцев.
Создание
экопластического
образа
основывается
на
результатах наблюдений за обьектами живой и не живой природы,
изучения их внешнего вида и особенностей. Мир природы близок и
понятен детям, поэтому экопластические образы получаются яркими,
интересными, эмоциональными.
Формированию у ребенка положительного отношения к объектам
природы и человеку способствуют и другие виды деятельности:
познавательные беседы, чтение художественной литературы о природе;
сочинение детьми сказок, рассказов, описание музыкальных образов,
игры, посещение театров, выставок и музеев, участие в массовых
мероприятиях по охране природы, забота о домашних растениях,
животных и птицах.
Сочетание этих методов с методами классического танца создает
возможность
для
эстетического
сопереживания.
способствуют
развития
отношения
Кроме
у
к
того,
физическому
ребенка
образного
окружающему
занятия
развитию,
мышления,
миру,
классическим
формированию
чувства
танцем
культуры
движения.
Усвоение нравственных норм происходит более
эффективно, если
ребенок включается в игровую деятельность по созданию танцевальнохудожественного образа животного или растения. Ребенку будет легче
воплотить задуманный образ, если он обладает определенным
эмоциональным и исполнительским опытом, владеет культурой и
техникой исполнения движения, хорошо развит физически.
6
Параллельно решаются и задачи музыкального образования детей
(формирование музыкального чутья, умения определять динамику
музыкального
произведения,
его
темпа,
ритма,
различных
эмоциональных оттенков).
Формы работы с детьми по программе
По объему работы педагога программа рассчитана на четыре года
обучения (или на 864 часа).
Программой предусмотрено обучение детей от 6 до 10 лет. Основной
учебный
курс
предполагает
овладение
теоретическими
и
практическими навыками танцевального мастерства.
Первые два года обучения по программе посвящены освоению
движений партерной гимнастики (в сочетании с постановкой корпуса,
рук, изучением позиций ног и рук) и простых музыкально-ритмических
упражнений на середине зала.
На третьем и четвертом годах обучения дети осваивают содержание
традиционной хореографической программы
для детей младшего
школьного возраста по классическому танцу. Педагог – хореограф
может самостоятельно выбрать базовый компонент, исходя из своей
специализации, а также способностей и возможностей детей.
Для того чтобы иметь возможность проследить за результатами
учебно-воспитательного процесса и уделить внимание каждому
ребенку, рекомендуется следующая наполняемость групп:
Первый год обучения – 20 человек (две подгруппы по 10
человек);
Второй год обучения – 12 человек;
7
Третий и четвертый годы обучения – 6 человек.
Такое количество детей в группе кажется оптимальным. Оно способствует
психологическому комфорту, установлению контакта и взаимопонимания
между педагогом и детьми, создает условия для совместной работы,
творчества, рождения оригинальных идей и образов.
Наиболее
распространенной
формой
обучения
является
занятие.
Содержанием занятия является теоретический и практический материал,
творческий
поиск
детей,
постановочная
и
репетиционная
работа.
Предусматривается концертная деятельность. Программа «Экоклассика»
также охватывает такие традиционные формы работы с детьми, как:
экскурсии на природу, самостоятельные домашние задания, участие в
массовых мероприятиях, беседы, рассказы, знакомство
с
видео-
и
аудиоматериалом и т.д.
Важной формой работы с детьми является наблюдение за объектами в
природе. Сенсорное восприятие особенностей объекта, осуществление
действий, направленных на его охрану или помощь ему служат основой не
только творческой, но и природоохранной деятельности детей. Наиболее
глубокому проникновению в образ природе способствуют интегрированные
занятия. Например, занятия второго года обучения «Зеленая елочка» сочетает
в себе выполнение аппликации и хореографические упражнения; занятие
третьего года обучения «Воздушная узорчатая красавица» - приемы лепки и
хореографию.
Проведение хореографических занятий осуществляется в соответствующем
режиме, определенном динамикой педагогического процесса. В первый год
обучения группа делится на две подгруппы. Продолжительность занятий при
этом составляет 1.5 часа (это объясняется возрастными особенностями детей-
8
дошкольников). По желанию, педагог может сохранить деление на
подгруппы и на втором году обучения.
На третьем и четвертом годах обучения занятия проводятся 2 раза в неделю
по три часа. Время занятия делится на отрезки, включающие обучающую и
постановочно-репетиционную
деятельность
(соотношение
временных
отрезков определяется педагогом в зависимости от задач занятия).
Также программой предусматривается проведение индивидуальных занятий
и подгрупповых занятий с детьми 2-4 годов обучения (на усмотрение
педагога). Занятия по подгруппам проводятся при работе над образами, а
также
для
совершенствования
исполнительского
мастерства.
Индивидуальные занятия необходимы в работе над сольными ролями при
создании эмоционально-лексического портрета образа, хореографическими
постановками, композиции которых включают сольные партии, и т.д.
Построение занятия следует начинать с выбора темы. Тематическая
направленность занятия и задачи, которые ставит педагог перед детьми,
определяют выбор педагогических приемов и методов (тренировочные
упражнения, этюды, игры, беседы и т.д.). Рекомендуется раскрывать тему
занятия, активизируя
деятельность детей, выясняя и
формируя
их
представления о предмете занятия. Выявить, насколько хорошо учащиеся с
ним знакомы, помогут беседы, диалоги, придумывание рассказов об объекте
или предмете, рисунки и т.д.
При этом объединение разных видов художественной деятельности на
игровой основе кажется детям наиболее привлекательным. Интерес также
вызывают занятия, обогащенные литературным содержанием. Приемы,
которые используются при раскрытии темы урока, должны усложняться год
от года.
9
На первом году обучения по программе «Экоклассика» дети учатся понимать
и создавать в воображении образы природы, а также воплощать их в
пластических этюдах, стихах, рассказах и сказках, рисунках.
Цель занятий второго года обучения – научить ребят передавать настроение,
эмоциональное содержание образа доступными им художественными
средствами ( с помощью цветовой гаммы, деталей костюма, элементов
оформления танцевального класса). При прослушивании музыкальных
произведений обращается внимание учащихся на то, какими средствами
композитору удалось передать нужное настроение. На занятиях второго года
обучения можно и нужно читать детям стихотворения поэтов классиков и
современных поэтов, учить наблюдать за объектами живой и неживой
природы, определять и передавать средствами хореографии эмоциональное
состояние этих объектов.
На
третьем
году
обучения
на
первый
план
выходит
проблема
взаимоотношений человека и природы. На ее осмысление должен быть
направлен весь используемый
на занятиях материал (произведения
художественной литературы, зрительный ряд, задания для самостоятельного
творчества). Усиливается и направленность на постановочную, сценическую
работу: на основе своих наблюдений за природой дети выполняют эскизы
декораций и костюмов. Ведущей идеей является необходимость достижения
человеком гармонии с природой (забота о животных и растениях, сохранение
красоты природы).
В интегрированных занятиях четвертого года обучения делается акцент на
самостоятельном творчестве детей. Ученики помогают педагогу при подборе
темы постановок, в сочетании сюжетов и танцевальных миниатюр,
определении композиции танца, проявляют фантазию в работе над эскизами
костюмов. У детей происходит дальнейшее расширение эмоционального
опыта
взаимодействия
с
природой,
10
формируются
более
глубокие
экологические
и
природоведческие
знания,
повышается
уровень
хореографической подготовки. Стремление к гармонии человека и природы
передается главным образом, посредством хореографических композиций,
сопровождающихся созвучным музыкальным, цветовым, изобразительным
рядом.
Результаты обучения по программе
Работа по программе предполагает приобретение детьми следующих знаний,
умений и навыков.
Первый год обучения
Дети должны знать:
Технику безопасности на занятиях в спортивно-танцевальном зале,
этикет на уроке хореографии;
Необходимые элементарные сведения о повадках, пластике условиях
жизнеобитания
героев
пластических
образов,
являющихся
содержанием творческой деятельности ребенка.
Дети должны уметь:
Выполнять основные элементы балетной гимнастики, танцевальные
элементы и простые комбинации;
11
Создавать
образ-штрих,
образ-контур
приемами
подражания
и
имитации;
Начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки,
определять темп, ритм музыки, выполнять движения с различной силой
и амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки;
Находить
пластические
характеристики
образа
при
помощи
произвольных (природных) движений.
Дети должны приобрести следующие навыки:
оценивать эстетический аспект природы;
слушать и слышать музыку во время движения, исполнять движения,
следуя методическим рекомендациям;
определять «эмоциональные» состояния природы, сопоставляя их с
произведениями литературы, музыки;
ориентироваться в пространстве ( уметь определять направление,
двигаться вправо, влево, вперед, назад, вокруг себя и т.д.), овладеть
мышечным чувством.
Второй год обучения
Дети должны знать:
комплекс движений балетной гимнастики:
элементарную этику поведения в природе в ракурсе понятий «хорошо»
и «плохо».
Дети должны уметь:
выполнять определенный объем тренировочных движений у станка,
соответствующей программе;
упражнять базовые движения на середине зала;
12
двигаться в пространстве в соответствии с заданным геометрическим
рисунком (по кругу, линии, зигзагу, диагонали, прямоугольнику, лучам
и т.д.);
распределяться по парам, тройкам, четверкам и т.д.
соизмерять движение с темповыми, ритмическими, динамическими
составляющими музыкального материала;
создавать
образы
(образ-музыка,
образ-эмпатия)
по
средством
пантомимики, непроизвольных движений;
литературно описывать музыкальные фрагменты, трансформируя
музыкальный мотив в экологическую тематику;
критически относиться к негативным образцам поведения человека в
природе.
Дети должны приобрести следующие навыки:
исполнять движения под музыку;
ощущать движение ритмически;
координировать двигательную активность;
видеть в природе прообразы для художественной деятельности;
осознанного чуткого отношения к домашним животным;
побуждать взрослых к конструктивной деятельности в природе(помочь
больному животному, птице, сделать кормушку, подвязать сломанные
ветки,
защитить
беспомощных
представителей
агрессивности окружающих людей и т.д.).
Третий год обучения
Дети должны знать:
13
природы
от
методику исполнения базовых движений классического экзерсиса у
станка;
методику исполнения основных движений классического танца на
середине зала;
основные
характеристики
внешности,
повадок,
образа
жизнедеятельности объектов природы, являющихся вдохновителями в
художественно творческой деятельности.
Дети должны уметь:
актуализировать тему природы в процессе духовно-творческого роста;
стремиться к эмоциональному
слиянию с окружающим миром,
передавать чувственное состояние природы через эмоциональное
выразительное движение;
создавать образ-сюжет, образ-эмпатию;
применять
имеющиеся
хореографические
знания
в
создании
танцевальных картинок, содержащих конкретный образ природы,
таящих в себе элементы несложного пространственного рисунка и
эмоционально-лексической базы;
стремиться к природе как источнику вдохновения;
обобщать природоведческие знания и применять их в процессе
художественно-творческой деятельности.
Дети должны приобрести навыки:
передачи целостности образа за счет соразмерности движений,
точности исполнения, музыкальности, трансформации эмоционального
состояния объекта природы;
выявление эстетической ценности природы, ценности природы как
жизненно важной среды обитания для живых организмов на Земле;
14
оценивать поведение окружающих с точки зрения живых организмов
на Земле;
Оценивать поведение окружающих с точки зрения экологической
этики.
Четвертый год обучения
Дети должны знать:
научные факты, визуально-пластические характеристики прообразов
природы.
Дети должны уметь:
напряжением воли, физических усилий добиваться укрепления опорнодвигательного аппарата;
активизировать
интеллектуально-творческий
опыт
в
процессе
постановочной работы;
осуществлять посильный вклад в природоохранную деятельность
(кормление
животных,
птиц,
ухаживание
за
растениями,
осуществление работ по прополке, посадке семян растений и т.д.);
понимать экологические проблемы, как ведущие, вместе с другими
условиями к катастрофе общечеловеческого характера.
Дети должны приобрести навыки:
стремления
к
проникновению
познаваемости
в
сущность
15
реального,
объективного
происходящих
процессов
мира,
как
формированию
идейно-практической
базы
духовно-творческого
процесса создания экохореографического образа;
совершенствования исполнительского мастерства в хореографическом
искусстве;
экокреативности (творчества на тему природы) при работе над
эмоционально-лексической составляющей сценических ролей;
экокреативности как процесса эмоционального слияния с природой;
удовлетворения потребности в эмоциональном восприятии явлений
природы, общения с представителями животного и растительного мира;
удовлетворения
познавательной
потребности
(расширения
экологических знаний);
взаимодействия с природой на эмпатийной основе, проявления
сочувствия, соучастия, сопереживания, определяющих гармоническое
существование человека и живого окружающего мира.
Процесс отбора детей в группу
После «агитационной кампании» следует первая встреча со всеми
желающими заниматься танцами. Ее цель – адаптация ребенка к
окружающей
обстановке
(танцевальный
класс
отличается
от
школьного, домашней комнаты, игровой детского сада), новой
организации двигательной деятельности (движения под музыку по
заданию учителя), знакомство с присутствующими людьми (учителем,
аккомпаниатором, незнакомыми детьми), включение в сюжет урока.
Кроме того, во время первой встречи педагог сталкивается с проблемой
профессиональной пригодности (в широком смысле) потенциальных
учеников, связанной, прежде всего, с выносливостью организма
растущего ребенка.
По некоторым причинам не все дети могут заниматься хореографией.
Уроки представляют собой большую эмоциональную и физическую
16
нагрузку, выдержать которую бывает порой тяжело. Притом что
никаких особенных, уникальных профессиональных данных при
приеме в хореографический коллектив (или танцевальный школьный
кружок) не нужно. Существует много объективных причин, не
позволяющих ребенку посещать занятия. Это могут быть врожденные
или приобретенные физические нарушения строения тела ребенка,
слабое здоровье и т.д.
Но отсутствие опыта, открытость миру, искренность, с которой
ребенок предстает перед учителем, не позволяют малышу адекватно
оценивать свои возможности. Поэтому весть о том, что малыш не
может быть зачислен в группу (или об отчислении в середине учебного
года), воспринимается как трагедия. Так же тактично сделать отбор,
чтобы не вызвать болезненных реакций у ребенка, не сформировать
комплекс, неуверенность в себе и собственных силах.
Целесообразно отбирать детей в коллектив опосредованно, не
акцентируя внимания на процессе. В течение урока педагог наблюдает
за пластикой, ритмичностью, музыкальностью детей, артистизмом, их
эмоциональными реакциями на предлагаемые учебные ситуации.
Самым ответственным моментом является разделение аудитории на
тех, кто может заниматься хореографией, и детей, которым не
рекомендуются
или
вредны
большие
эмоционально-физические
нагрузки.
Одним из возможных вариантов решения ситуации может быть такой:
педагог предлагает детям станцевать произвольный танец, во время
исполнения которого раздаются «билеты» (бумажные прямоугольники
двух цветов). Одни дети (зачисленные в группу) получают «билетики»
зеленого цвета. Они отправляются в страну Танцующих диковинных
растений, где растут аленький цветочек, цветик-семицветик и т.д. У
остальных в руках – синие билеты, и их ждет путешествие в
17
Экзотическую страну, где жду их гигантские черепахи, дикобразы,
жар-птицы, золотые рыбки и т.д.
Далее понадобится помощь другого взрослого (аккомпаниатора,
учителя, родителя), она заключается в том, чтобы увести из зла
пассажиров с синими «билетиками». Дети-вагончики цепляются друг
за друга, а опытный машинист- взрослый ведет синий «состав» в
далекое путешествие, полное неожиданностей и тайн.
Оставшиеся с зелеными «билетами» являются пассажирами зеленого
поезда, который по расписанию отправится через двадцать минут.
За
этот
промежуток
времени
необходимо
зачисленных детей и провести организационную
составить
список
беседу (сообщить
расписание занятий, рассказать о требованиях к внешнему виду
ребенка на уроке (форме одежды, прическе и т.д.), познакомить с
этикетом).
Проведение вводного занятия
Первое занятие начинается с беседы, в которой педагог рассказывает
детям о необходимости установления созидательных, гармоничных
отношений между Человеком и Природой. Начать эту беседу можно
так:
«Очень долго человек считал себя повелителем Природы. Не заботясь
о ней и не задумываясь о своем будущем, он уничтожал ее богатства.
Вырубал леса, строил дымящие фабрики и заводы, осушал болота и
реки, добывал нефть, уголь и газ; ради мяса, красивых шкур и перьев
убивал животных и птиц… И скоро стали высыхать реки и озера,
исчезать растения, вымирать животные, воздух в больших городах
стал грязным. Жизнь и здоровье человека оказались под угрозой.
Сейчас отношение человека к природе изменилось. Ведь по сути
человек и природа – это две части одного целого. Человек – это часть
18
природы. Поэтому человеку нужно сотрудничать с природой,
сопереживать ее проблемам, заботиться о ней и помогать ей».
Далее педагог беседует с детьми. Можно предложить вспомнить о тех
«неблагополучиях», которые им приходилось наблюдать в результате
необдуманных действий детей и взрослых. Затем педагог переходит к
описанию эстетического аспекта взаимодействия человека и природы.
«Испокон веков природа не только одевала, кормила и защищала
человека.
Совершенство
линий,
богатство
красок,
грациозная
пластика движений завораживали глаз и вдохновляли человека на
творчество. Природа – виртуозный мастер, а человек – у нее в
подмастерьях.
Вдохновленный
живописными
пейзажами,
композициями из камня, дивным оперением птиц и раскраской цветов,
он пишет холсты, ваяет скульптуры, проектирует и строит дома.
Наблюдая за тем, как движутся объекты природы и сменяют друг
друга природные явления, ставит танцы и балетмейстер. И тогда на
сцене грациозно проплывает белый лебедь, в неистовой пляске
трепещут языки пламени, появляется розовая заря и выстраиваются
на темном небосклоне звезды.
Красота природы разлита везде, и человек наслаждается ею. Питает
душу, обогащает разум».
Далее следует перейти к практической части работы. Педагог просит
детей
превратиться
в
какого-нибудь
зверька
и
попытаться
самостоятельно наполнить роль чувствами.
В конце занятия нужно сделать вывод о том, что совершенство
природы вдохновляет человека, и он создает произведения искусства;
заострить внимание детей на том, что у природы бывает разное
«настроение» (выделить эмоциональный аспект).
Тренировочные хореографические упражнения вводятся постепенно и
являются средством художественного творчества.
19
Работа над экопластическими этюдами
Работа над экопластическими этюдами предполагает безграничное
творчество,
свободу
действий,
ощущение
духовного
полета,
материализацию внутренних порывов в эмоциональном движении.
Форма
реализуется
при
помощи
произвольных
движений,
импровизации, свободной пластики, отражающей мироощущение
ребенка, его внутренний настрой. Часто дети прибегают к приему
подражания объектам реального мира, нередко являют продукт
собственного
воображения.
Когда
разученные
движения
воспринимаются ребенком как «собственные», он незамедлительно
«выстраивает» образ из компонентов танцевальной лексики.
Художественный экологический образ – это результат работы детской
фантазии, воображения, основанный на любознательности, цепкости
восприятия окружающего мира, способности неравнодушно относится
к нему, отождествлять себя с животными, растениями и явлениями
природы.
Для успешного решения педагогических задач необходимо делить
целостный художественный образ на составляющие – подобразы,
которые в процессе работы позволяют осознать, прочувствовать и
передать
его
многомерность.
Каждый
подобраз
является
самостоятельным. Итак, можно выделить следующие разновидности
подобразов.
Образ-штрих – самое простое, статичное изображение идеи через
позу, визуальные индивидуальные элементы строения (ушки,
хвостик, лапки, рост), мимику. Этот прием может использоваться
в играх типа «Художник», «Зоопарк», «Море волнуется раз…»,
«Любимое» и т.д., при ответах на загадки о природе,
скульптурной иллюстрации музыки.
20
Образ-контур – это «оживший» образ- штрих. Дети имитируют
повадки и пластику объекта природы.
Образ-музыка -
это подобраз, который ребенок создает,
отталкиваясь от музыкального сопровождения (характера и
содержания мелодии). При этом музыкальный материал должен
быть красноречивым, повествующим, разноплановым.
Ораз-эмпатия – это обогащенные переживаниями и эмоциями
предыдущие подобразы. Ребенок наделяет подобраз эмоциями,
опираясь на собственную фантазию, представляя, какие чувства
может «пережить» создаваемый персонаж. Переживания можно
воссоздать исходя из специфических характеристик объекта
(небо – хмурое, осенний дождь – промозглый, солнце – доброе,
море – ласковое, пингвин – озорной, павлин – гордый, воробей –
суетливый, слоненок – неповоротливый, зайчонок – трусливый,
змея – коварная и т.д.).
Образ-лексика
отличается
набором
характеризующих
его
специально подобранных хореографических движений. Такая
танцевальная миниатюра помогает ребенку впервые проявить
свое творческое начала в создании сценической роли. По мере
освоения танцевальной лексики, ученик ищет определенные
движения, которые, по его мнению, можно сопоставить с
манерой перемещения в пространстве образа природы.
Образ-сюжет – это образ, подчиненный фабуле. Эскиз образа
обрамляется цепью событий, встраивается в сюжет, рожденный
фантазией детей или создаваемый по заданию педагога.
Процесс создания экоклассического этюда можно проследить на примере
создания образа трогательного пушистого цыпленка.
21
В данном случае образ-штрих – это изображение маленьких крылышек,
подъем на полупальцы, мимическое представление клювика (дети с
удовольствием складывают губки «трубочкой», показывая клювик).
Образ-контур – имитация движений цыпленка (мелкие взмахи крылышками,
частый бег на полупальцах, озвучивание образа «пи-пи-пи» и т.д.).
Далее следует обогатить процесс музыкальным сопровождением (образмузыка), которое активизирует фантазию ребенка.
Наиболее глубокому «вживанию» в роль способствует создание образаэмпатии. Цыпленок может быть веселым, грустным, тревожным и т.д. Работе
над наполнением образа эмоциями поможет тщательно подобранный
эмоционально-красноречивый музыкальный материал.
Когда ребенок ощущает влияние музыки, он реализует накопленную
лексическую базу, самостоятельно выделяя нужные движения (мелкие шаги
с высоко поднятыми коленями, прыжки вверх, приседания, «подергивания
хвостиком», скользящие движения стопой назад, аналог поиска лапкой корма,
«лапками гребите, зернышки ищите»), формирует при этом образ лексику.
Образ сюжет венчает многоступенчатую художественно-творческую работу.
Музыкально-пластический образ цыпленка может быть вписан в сюжет
любого рассказа или сказки. К слову сказать, дети активно, прямо на ходу,
сочиняют «либретто», разыгрывая непредсказуемые ситуации.
С нашим героем могла произойти, к примеру, следующая история:
«Маленький пушистый комочек еще очень неуверенно стоит на тоненьких
ножках. Весело бегая по птичьему двору вместе с друзьями, он не заметил
длинной,
тонкой
нити.
Коварная
нитка
запуталась
между
ногами,
несмышленыш упал и ушибся. От боли и досады полились слезы. Потерев
крылышком ушиб, цыпленок старается встать, но снова падает, не
догадываясь о помехе. Пытается найти причину неудач, обнаруживает нить,
22
освобождает лапки. Огорчение исчезает, малыш снова весело и энергично
продолжает играть».
Сценарий этюда может быть рассчитан на индивидуальное (начальный этап)
или групповое (последующий период) представление.
Явления и объекты природы непрерывно меняются, переходя из одного
состояния
в другое. Эту уникальную особенность можно реализовать с
помощью приема логической трансформации образа – последовательного
превращения одного образа в другой.
Вот пример трансформации образа: «Поймайте на ладошку снежинку. Не
хватит времени, чтобы разглядеть диковинный узор, как она превратится в
капельку, а потом вообще исчезнет, не оставив следа». Или подругому:
«Вода выпадает на землю в виде дождя, поднимается в воздух в состоянии
пара, образуя облака, и снова проливается грозовыми потоками. Этот
круговорот воды в природе можно представить в пластическом видеоряде».
Педагог должен тщательно подбирать примеры, избегая искажения научных
фактов и излишне «взрослой» их подачи. Куда с большим интересом и
легкостью происходит усвоение научной информации, если она обрамлена
произведениями художественной литературы.
Работа с образами природы на первом году обучения направлена на
формирование у ребенка ассоциаций – пластических, ритмических,
музыкальных, а также цветовых, пространственных, эмоциональных. При
подготовке этюдов важно, чтобы ребенок реагировал на изменение характера
музыки, находил индивидуальные пластические средства выражения,
отражал эмоциональное состояние образа. Для воплощения в этюдах на
первом году обучения могут быть выбраны животные – герои известных
сказок, рассказов; животные и растения, с которыми наиболее часто
контактирует ребенок в жизни; деревья, цветы, а также явления природы.
23
Задачи этюдной работы на втором году обучения усложняются. Теперь цель
педагога – учить детей выражать в образах природы эмоции, свойственные
человеку (появились тучи, небо плачет дождем; солнышко засмеялось – и все
в природе радуется). Происходит развитие сюжетной линии задания,
эмоциональное проигрывание образа обогащается, усложняется (кошечка
грустила потому, что ждала хозяйку и т.д.). Становится возможным
самостоятельный подбор детьми простых танцевальных движений. От
простого подражания движениям объектов животного и растительного мира
ребенок переходит к наполнению образов эмоциями.
Экоклассические этюды третьего года обучения опираются на уже освоенные
детьми за первые два года обучения экоклассические образы. Спецификой
этюдной работы третьего года является конкретизация в передаче объектов
природы, усиление сюжетной основы этюда, стремление к целостной
передаче образа. Этюд, как правило, имеет развивающийся сюжет, элементы
пространственно-композиционного
рисунка,
отличается
постановкой
проблемы.
В создании экоклассических этюдов четвертого года обучения усиливается
значение импровизации, позволяющей закрепить освоенную ребенком
танцевальную лексику и усилить характерность и эмоциональность
создаваемого образа.
Постановочная работа
Постановочная работа представляет собой результат совместного творчества
педагога и учеников, демонстрирует степень усвоения ребенком учебного
материала. Она реализуется в открытых занятиях, хореографических
миниатюрах или массовых танцах, сценических танцах, которые выносятся
на суд зрительской аудитории.
Содержанием постановочной работы первого и второго годов обучения
являются открытые занятия для родителей. Такое занятие подводит итог
24
годовому обучению детей и предполагает демонстрацию всех знакомых
детям форм работы: экзерсис у станка (лицом к станку) и на середине зала,
элементы партерного станка, эмоционально-пластические этюды, образные
танцевальные комбинации, имеющие простое композиционное строение.
Педагог также предлагает детям определить характер музыки и выразить его
средствами хореографии в художественно образных движениях (например,
представить бег ручья движением, показать русло ручья характерным
пространственным рисунком).
Объединение всех
компонентов урока
литературной канвой позволяет представить своеобразный спектакль. Все
задания, дополняя друг друга, раскрывают объемную картину сценария,
согласно которому ребенок включен в различные виды творческой
деятельности: выполняет тренировочные движения, танцует, импровизирует
пластически, рисует мелом на полу, по-своему интерпретирует музыкальный
материал в процессе создания образов, оперирует танцевальной лексикой,
обогащает образ, «оречевляя» природные звуки (жужжит как жук, мурлычет
как котенок, квакает как лягушонок); составляет сюжеты на музыкальные
фрагменты и т.д.
Подготовку открытого урока необходимо начинать примерно за три месяца
до указанного срока, причем репетировать представление не чаще одного
раза в неделю (или за полтора месяца, обращаясь к сценарию на трех уроках
из
четырех).
Для
последовательной
подготовки
открытого
занятия
необходимо в течение года выполнять движения в соответствии с его
сценарием. Движения должны именоваться так, как это предусмотрено в
сценарии. Например, упражнения для укрепления мышц спины на уроке
должно называться «рыбка», упражнения способствующие растягиванию
мышц паховой области, - «бабочка», «коряга» и т.д. Во время репетиций
урока не следует часто обращаться к прочтению текста сценария. Это ведет
к тому, что дети привыкают к содержанию текста, механически исполняют
25
движения,
лишая
их
эмоциональной
выразительности,
перестают
импровизировать.
В финале урока дети танцуют массовый танец. Готовить его следует в
течение года. Это простая хореографическая форма, доступная на раннем
этапе обучения.
Эмоциональные
реакции
маленьких
артистов
возрастут,
если
их
кропотливый труд будет дополнен разнообразием силуэтов и цветовых
оттенков костюмов, простыми декорациями.
Постановочная работа третьего и четвертого года обучения проходит при
активном участии детей, тщательном подборе темы, музыкального материала,
разработке сюжета. Композиционное построение и лексическое решение
номера базируется на творческом поиске детей.
Постановочная работа – это синтез работы педагога и находок и
предложений детей. В результате такого сотворчества исполнение танца
отличается особой проникновенностью, осознанностью, зрелостью, сильным
духовным воздействием на зрителя.
Творческая атмосфера на занятиях и экокреативность детей
Дети, погруженные в атмосферу занятия экологическай хореографией,
мыслят образами природы. Это ярко проявляется при выполнения заданий
учителя.
Каждое занятие превращается в творческую лабораторию по созданию
пластических, эмоциональных образов природы.
Важно, что ребенок, находясь в «природной среде» урока, обращается к
фантазии, рисует картинки природы, образы насекомых, шепотом напевает
песенки о животных и растениях, которые изображает движением.
«Кузнечик» озвучивается песенкой «В траве сидел кузнечик», о ежике
вспоминается
загадка
«ни
головы,
26
ни
ножек».
Выразительность и
подлинность образа усиливается звукоподражаниями (мяу, ква-ква, цок-цок и
т.д.).
Добиваясь правильного выполнения упражнений, учитель сравнивает
движения с достоинствами представителей мира природы.
Например, проводя упражнения на растяжку, можно использовать образ
бабочки: «У бабочки крылышки двигаются легко и быстро, а туловище –
прямое, ровное». С ровной спинкой дети должны выполнить ритмичные,
четкие, легкие движения согнутыми коленями – «крылышками».
Прыжки можно сравнивать со струйками воздуха, которые движутся вправо,
влево, вверх, кружат.
Показательна и творческая работа детей при подготовки открытого занятия в
процессе создания сценария «Приключения Журчишки» Главный его герой
Ручеек. Прослушивание аудиозаписей по теме занятия (нетерпеливое
журчание ручья, щебет птиц, шелест листвы) возрождает в памяти детей
моменты соприкосновения с природой, вызывает стремление «выплеснуть»
свои эмоции и ассоциации.
Устный рассказ, выражение внутренних ощущений в движениях и статичных
позах – это венец кропотливой, целенаправленной работы педагога. От
простого к сложному, от неизвестного к осознанному – таков путь
«роднения» ребенка с природой через пластику танца.
Пример практического материала первого года обучения
Содержание учебного курса
Вводная беседа
Этикет на уроке хореографии. Специфика поведения, манера себя держать,
правила
хорошего
тона,
последовательность
27
действий
в
начале
и
заключительной части урока и т.д. Техника безопасности в процессе
движения, выполнения упражнений, во время нахождения в зеркальном зале
и т.д.
Беседа с детьми, основанная на их наблюдениях, опыте взаимодействия с
миром природы. Человек воплощает пластику окружающего мира в своих
творениях, каждое природное явление имеет эмоциональную составляющую
и т.д.
Примеры тем теоретических интегрированных познавательных занятий
1. «С нами рядом живой добрый друг» - о природе, ее красоте и
неповторимости, о человеке как части природы, о любви человека к
природе, к своей планете Земля.
2. «Кто в воде, кто на земле» - о существовании жизни в воде и на земле,
о различиях и сходствах между этими формами жизни.
3. «У кого сколько лапок» - о насекомых и птицах, имеющих
своеобразное строение конечностей и различное их количество (паук,
пчела, аист, снегирь и т.д.).
4. «Попрыгунчики» - о кузнечиках и лягушках, их особенностях,
условиях существования, манере передвигаться прыжками.
Балетная гимнастика
Вытягивание и сокращение подъема.
Разведение стоп в стороны (касание ребром стопы пола) и возвращение
в невыворотное положение.
Подготовительное упражнение к исполнению demi-рlie и grаnd-рlie
«лягушка» (сгибание ног в коленях, углубление «плие», медленное
выпрямление ног).
Роrt de brаs «кузнечик» (прогибы корпуса назад).
28
Bаttement releve «водопадик» (медленное поднимание вытянутой ноги
вперед, в сторону, назад).
Grаnds bаttements jetes (быстрые броски вытянутой ногой вперед, в
сторону, назад).
Упражнение для мышц пресса «березка» (медленное поднимание двух
ног на 90 градусов).
Упражнение для спины (фиксирование дугообразного положения
корпуса за счет отрыва верхней части ног назад).
Упражнение для развития гибкости (прогиб в области лопаток за счет
поднимания напарником ног назад вверх).
Растяжка «бабочка» (быстрые движения раскрытыми в стороны
коленями вниз, медленный наклон верхней части корпуса вперед при
фиксированном первоначальном положении).
Растяжка «божья коровка» (подготовительное
упражнение к позе
Аttitude). Перекаты (вперед, назад, вправо, влево в дугообразной позе,
зафиксированной обхватом нижней части стопы руками).
Растяжка «львенок» (растягивание мышц паха с высокой позы на
коленях, лицом вниз).
Bаttement releve «кис-мяу» (медленное поднимание ноги назад из
положения: стоя на локтях и коления).
Grаnd bаttement jete (быстрые броски ноги назад из того же положения).
Круговые перекаты – «листопад» - по полу (продвижение по
поверхности пола за счет перекатов).
Повороты, наклоны головы.
Упражнения для плеч.
Постановка кисти «Бутон цветка».
Упражнения на развитие музыкальности
Озвучивание хлопками ритмического рисунка музыкального материала.
Игра «Лесные музыканты»
29
Игра-упражнение «Кузнечик-дирижер».
Упражнение на подбор движений, соответствующих характеру, темпу,
ритму музыки.
Хлопки, отображающие ритмический рисунок музыки.
Упражнения на пространственные перестроения
Построение колонны, шеренги, круга, диагонали, линии.
Знакомство
с
композиционными
рисунками:
змейкой,
волной,
звездочкой и т.д.
Перестроение из одной шеренги в две.
Перестроение из круга в две линии.
Переход из большого круга в два, три, четыре маленьких и т.д.
Продвижение парами, тройками, четверками и т.д.
Экопластические этюды
1. «Березка». Этюд может выполняться на музыку П. Чайковского
«Старинная французская песня», А. Варламова «Вальс». Показать
засохшее, сломанное дерево, выражая образ в пластике, позах,
эмоциональном состоянии.
2. «Капельки». Этюд выполняется на музыку, ассоциирующуюся с
плеском воды, звоном капель, переливами дождя. Показать реакцию
на всплеск волны, порождающий целый фонтан брызг, появление
капель
на своем лице, одежде. Имитационными движениями
сбросить капли с ткани одежды, вытереть с лица.
3. «Зайчик». Этюд выполняется на музыку Е. Тиличеевой «Бег», П.
Чайковского «Танец» из балета «Лебединое озеро».
Показать
визуальный и пластический портрет зверька: большие ушки,
маленький хвостик; изобразить, как заяц прыгает, гладит ушки, ест
морковку, капусту, греется на морозе.
4. «Ручеек». Этюд выполняется на музыку В. Шаинского «Синяя вода»,
К. Черни «Этюды». В соответствии с музыкой подбираются
30
различные
движения,
характеризующие
бег
воды,
качание
маленьких волн, отыскивается пространственное изображение
(рисунок), напоминающие витиеватость русла ручейка.
Элементарные основы классического танца
(упражнения на середине зала)
Постановка корпуса.
Знакомство с позициями рук, ног (позиции ног – первая, вторая,
пятая; позиции рук – первая, вторая, третья, подготовительное
положение).
Перенесение тяжести корпуса на правую ногу, левую, носки, пятки.
Повороты на месте, вправо, влево, кругом.
Марш.
Шаг с высоко поднятыми коленями.
Мелкий бег на полупальцах.
Подскоки.
Па галопа.
Танцевальные шаги в сторону, вперед, назад, в повороте, с
пружинкой, пике, паузой и т.д.
«РУЧЕЕК И СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК» (расслабление и напряжение
мышц корпуса).
Ручеек весело бежал по лесным просторам, засматриваясь вокруг и
любуясь красотой природы. Слушал щебет птиц, шум листвы, журча свою
струйную песенку. Выскочив на полянку, он почувствовал щекотанье,
ласковое, теплое, нежное. Его струйки забурлили, взъерошились, запенились,
запрыгали вверх к солнечному лучику, который смешил, щекотал ручеек,
играя с ним.
31
Исходное положение: Первая позиция ног, корпус ровный. Руки
опущены вниз.
1–часть упражнения.
Музыкальный размер 4/4.Упражнение исполняется на четыре такта.
1-4 такты – закрепить мышцы всего корпуса, рук, ног – «по спинке
побежал ручеек» – постановка корпуса.
Музыкальный размер 3/4. Упражнение исполняется на четыре такта.
1-4 такты – снять напряжение в мышцах, делать мягкие расслабленные
движения в хаотичном порядке, соответственно характеру музыки –
«солнечный лучик щекочет ручеек».
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (прыжки на двух ногах).
С солнечным зайчиком весело играть в пятнашки. Никогда не знаешь,
куда он прыгнет. Я попробую его догнать. Он - направо, я – направо, он налево, я – налево, вверх, вниз, вперед, назад. Вот озорник! Но я все равно
его догоню.
Музыкальный размер 2/4.
Исходное
положение:
шестая
позиция
ног,
подготовительное
положение рук.
Прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево. Возможно
произвольное направление в соответствии с заданным образом солнечного
зайчика.
«ДОЖДИК» (мелкий бег, прыжки с поджатыми ногами).
32
Дождик в июне
Похож на меня.
Вот он бежит, ручейками звеня,
Скачет вприпрыжку
И песни поет,
И улыбаться не устает.
В.Чижов
Жарким летом весело бегать под дождем, прыгать на одной ножке,
ловить капельки и кружиться под струйками воды. Завлекательно
перескакивать через лужу и запрыгивать в ее серединку, расплескивая по
сторонам воду.
Музыкальный материал: веселая полька.
1–4 такты – мелким бегом перемещаться по залу, «ловить капли
дождя».
5 –8 такты – прыгать на одной, двух ногах, как капельки дождя.
9 – 12 такты – мелким бегом сделать круг – «обежать лужу».
13 – 16 такты – большие прыжки в центр круга, из центра – « прыгать в
лужу так сильно, чтобы брызги летели во все стороны и выпрыгнуть из нее».
33
Сценарий открытого занятия первого года обучения
Занятие-сказка «Приключение Журчишки»
Оформление зала.
На
противоположной
от
зрителя
стене
напоминающая паутину. На ней прикреплены
натянута
большая
сеть,
крупные рисунки детей,
изображающие их портреты-образы (бабочки, березка, паучок и т. д.), справа
на стене, на всю длину, изображена картина путешествия Журчишки, слева
крупными буквами написано: «Приключение Журчишки». Все стены
украшены небольшими цветами, грибами, листьями из бумаги, поролона. На
полу разноцветные поролоновые листы, которые послужат ковриками для
партерной гимнастики. По всему полу рассредоточены: различные цветы,
листья из поролона.
На ребенке, исполняющем роль Ручейка, надет костюм голубого цвета, в
руках – гимнастическая атласная лента.
Шум леса (фонограмма).
Жил да был… Жил да был… Да, нет, он только, только родился этот
неугомонный Ключик, который невысоко, но настойчиво бьет из-под земли
34
маленьким фонтанчиком. Итак, на склоне высокой горы родился Ручеек,
который, прокладывая себе дорожку, побежал по теплой ласковой Земле.
Ребята! Давайте
познакомимся и поздороваемся с ним и всеми
присутствующими.
Поклон.
Прислушайтесь, где сейчас наш маленький Ручеек? Какие камешки
ласкает его водичка? А, если вы захотите и постараетесь сделать русло, то
почувствуете, что проказник побежит и у вас по спинке.
По спинке побежал ручеек (постановка корпуса).
Ручеек продолжает течь по вашей спинке и, совсем осмелев, скользит
маленьким водопадиком с ваших ног. В жаркий, солнечный день приятно
ощущать прохладу воды.
Упражнение для стоп.
Ребенок: «Ручеек, Ручеек, куда ты течешь?»
Ручеек: « Я хочу добежать до Большой реки и вместе с ней отправиться
к Морю».
Дети: «Счастливого, тебе, пути!», - пожелали ребята и помахали ему
вслед.
Наш герой стремительно начал свой путь к достижению цели. Вдруг
послышалось жужжание. Это жужжал майский Жук. Он запутался в траве и
никак не мог взлететь. Бедняга то раскрывал крылья, то их складывал.
«Майский жучок» (упражнение на развитие выворотности).
Эту картину наблюдал Ручеек, он даже приостановил свой бег. Как же
не помочь бедному Жучку и Ручеек поспешил на помощь? «Спасибо,
спасибо!», - послышалось где-то вверху за деревьями.
35
Продолжая свой тернистый путь,
веселый Ручеек то с трудом
карабкался вверх, пытаясь преодолеть склоны гор, то, превращаясь в
маленький водопадик, с шумом летел вниз.
«Водопадик» (медленное поднимание ноги).
Преодолев все трудности тернистого пути, Ручеек оказался на лесной
полянке, где бежал, журча свою веселую песенку. Бросив взгляд в сторону,
он заметил Лягушонка, изнемогающего от жары. Раскинув лапки в стороны,
тот тяжело дышал. «Чем же ему помочь?» – озадаченно подумал Ручеек. И
решил плеснуть прозрачной волной. И вот чудо! Лягушонок ожил и весело
заквакал, прохладная вода его взбодрила. За всем этим, высовываясь из
листиков травы, наблюдал Кузнечик.
«Лягушка» (Grаnd рlie).
«Кузнечик» (прогибы корпуса назад).
Ручеек: «Как зовут тебя?»,– спросил Ручеек Лягушонка.
Лягушонок: «Я – лягушонок ПРЫГ, а тебя?»
Ручеек: «А у меня нет пока имени, я недавно родился».
Лягушонок: «Жаль, имя должно быть у всех».
Ручеек: «Что же мне теперь делать?», – призадумался Ручеек.
Лягушонок: «Не огорчайся, посмотри, сколько ребят, они тебе
помогут». (дети придумывают имя Ручейку)…
Ручеек: «Журчишка! Журчишка!– меня зовут, – Журчишка. Какое
красивое имя!». И тут Ручеек понял, что повзрослел. На радостях Ручеек так
сильно плеснул маленькой прозрачной волной, что всех обрызгал.
36
«Капельки» (этюд)
Дальнейший путь Путешественника проходил по лесной чаще, где
щебетали птицы, стрекотали стрекозы, жужжали жучки и пчелы. Деревья
шелестели своей листвой и подпевали Журчишке. Вдруг Журчишка
услышал тихий стон, который настораживал. Ничего не предвещало беды,
ручеек огляделся… Невдалеке он увидел деревце, это была молоденькая
Березка. Кто-то сломал веточки и выдернул корни, Березка начала засыхать.
Помощь нужно было оказывать незамедлительно. (Вопрос к детям: « какую
помощь может оказать Ручеек?»)
Ручеек щедро напоил ее водой, деревце стало оживать. Ветки
поднялись выше, листья зашуршали жизнерадостнее и веселее.
Березка: «Ты спас меня. Ты – добрый! Теперь «ожившие» веточки
играют листиками, а корни крепче держат мой ровный ствол».
«Березка» (упражнения для укрепления мышц пресса).
Бросившись к Березке, Журчишка, выбился из русла и потерялся. Куда
же ему теперь? Ручеек призадумался. Вдруг он услышал тихий всплеск и
почувствовал, что кто-то заботливо подталкивает его. Ручеек подчинился
этому движению, еще толчок и снова Ручеек «шагнул» в том направлении,
куда его «вели». «Кто это так нежно и ласково меня направляет?», – подумал
Ручеек. И вдруг понял, что все это время был не один – с ним была рыбка
Хрусталинка. Она сейчас показывала путь.
«Рыбка» (упражнения для укрепления мышц спины).
Солнце засияло ярче, радостнее и звонче слышалась песенка Ручейка.
Теперь друзьям не было одиноко, они часто переговаривались, играли и пели.
Веселье привлекло Бабочку, Божью Коровку и Ежика. Все вместе играли в
прятки, Ежик водил, остальные – прятались.
«Ежик» (упражнения для спины).
«Божья коровка» (качалка).
«Бабочка» (растяжка).
37
Все шутили и веселились. Непоседливый Журчишка решил пошалить
и неожиданно побежал в сторону. Как вы думаете, где он оказался?
Неподалеку была медвежья берлога, где мирно спал маленький медвежонок
Умка. Озорник Журчишка забежал в берлогу, разбудил и немного испугал
малыша. Умка оказался в холодной воде.
«Медвежонок» (этюд).
День клонился к вечеру. Появилась Луна, стал замедлять свой бег и
Ручеек. Сквозь сон ему почудилось, что все небо затянуто какой-то ажурной,
очень тонкой накидкой, сквозь которую виднелись звезды. Стало тепло и
уютно. Ручеек заснул. На рассвете Журчишка увидел, что небосклон был
затянут все тем же покрывалом, похожем на паутинку, но только вместо
звезд сверкали капельки росы. И каждая отражала солнечные лучи, все
вокруг сияло и искрилось. Откуда это тонкое покрывало, кто позаботился о
Журчишке на этот раз? Это Паучок сплел паутинку, и накрыл ею Ручеек,
чтобы ему не было холодно.
«Паучок» (мостик).
Ручеек: «Спасибо тебе, заботливый Мастер».
Журчишка продолжил путь к цели. Вдалеке уже виднелась бурная река,
к которой он стремился. Малыш хотел ускорить бег, но ему помешала
преграда из сломанных веток, старых коряг и мусора. Ручеек нахмурился и
рассердился, вода стала серой и холодной. Тревожный голос Ручья возвестил
друзей о беде. Лесные жители прибежали на помощь. Работали без устали,
чтобы разобрать большой завал грязи. Одну корягу пришлось вытаскивать с
большим трудом: к счастью друзей невдалеке оказались дети, которые и
помогли расчистить русло от сломанного старого ветвистого дерева.
Коряга» (растяжка).
Так у ручейка появилось еще много друзей. Это наши ребята!
38
Разместившись на берегу, ребята решили устроить привал и испечь
картошку. В установленном месте аккуратно развели костер, а для костра
взяли мусор и ненужные сухие ветки, которые засоряли лес.
Вся природа торжествовала и пела гимн дружбе. Мелодично
шелестела трава, листья на деревьях, жужжали и стрекотали насекомые,
шумел ветерок, мурлыкали волны, качая лягушек на узорчатых листьях
кувшинок. Раздавалась кваквафония лягушиного хора.
«Кваквафония» (танец лягушек).
Наблюдая эту картину, Журчишка мурлыкал своими волнами.
Но Ручеек должен был отправляться в путь. На прощание Журчишка
плеснул высоко вверх волной и на щеках, носиках остались прозрачные
капельки, в которых отражались язычки пламени. Так началась дружба.
ХОРЕОГРАФИЯ УРОКА
Основной
перечень
упражнений–образов,
составляющих
комплекс
балетной гимнастки, включенный в содержание сюжета «Приключение
Журчишки»,
с
методическим
обоснованием
и
экологическим
соответствием представлен в цикле «Лесная поляна». Следует отобрать
упражнения:
«По спинке побежал ручеек» (постановка корпуса).
«Майский жучок» (упражнение на развитие выворотности.
«Водопадик» (медленное и быстрое поднимание и опускание ноги –
Releve).
«Лягушка» (подготовительное упражнение для глубокого приседания –
Grаnd рlie).
39
«Кузнечик» (прогибы корпуса назад).
«Березка» (упражнение для пресса).
«Рыбка» (упражнение для укрепления мышц спины).
«Ежик» (упражнение для мышц спины).
«Божья
коровка»
(упражнение
на
гибкость,
подготовительное
упражнение к позе –Аttitude).
«Бабочка» (растяжка).
«Паучок» (упражнение для позвоночника).
Недостающие упражнения описаны ниже:
Поклон
Музыкальный размер 3/4.
Исходное положение: первая позиция ног, руки раскрыты в стороны вниз
( представляем, что держим юбочку).
На «раз» – вывести правую ногу на носок вправо.
На «два» – перенести тяжесть корпуса на целую стопу правой ноги, пятку
левой ноги оторвать от пола.
На «три» - левую ногу приставить в позицию.
На « раз», «два», «три» - полуприседание.
На «раз», «два», «три» - выпрямить колени.
«Упражнение для стопы» (полощем ноги в водичке).
Музыкальный размер 4/4. Упражнение делается на два такта.
Исходное положение: сидя на полу, ноги вытянуты вперед, подъем
вытянут.
На первый такт подъем вытянуть.
40
На второй такт – сократить.
«Коряга» (растяжка для ног.)
Упражнение делается в паре.
Музыкальный размер 3/3. Упражнение исполняется на четыре такта.
Исходное положение: двое детей сидят друг напротив друга, ноги первого
широко раскрыты на прямой шпагат - исполнитель, ноги второго ребенка
упираются в мышцы паха другого – тренер. Руки соединены.
1-2 такты – взявшись за руки, «тренер» тянет «исполнителя»
вперед,
растягивая при этом мышцы спины и ног в области паха – «вытаскиваем
корягу из ручья».
2-4 такты – вернуться в исходное положение.
2.3 Методические рекомендации к организации и проведению занятий.
Работа с родителями
Содержание программы
Содержание программы «Экоклассика» составляют общепринятые основы
классического танца, элементы балетной гимнастики станка.
Цель первого года обучения – сформировать у ребенка основополагающие
хореографические знания и навыки. Наиболее эффективным методом
достижения этой цели являются упражнения партерного станка (балетная
гимнастика). Движения комплекса делаются в медленном темпе на полу,
сидя или лежа. Размеренный темп исполнения способствует укреплению,
растягиванию мышц
ног, корпуса, развитию выворотности, вытянутости
коленей, подъема и т.д. Постепенно добавляются упражнения на середине
41
зала, ритмические упражнения, танцевальные элементы, пространственные
перестроения.
Занятия второго года обучения дополняются движениями, исполняемыми у
станка. В начале года (на этапе разучивания упражнений) дети стоят лицом к
станку, держась за палку двумя руками. В конце года допускается изменение
положения
у
станка:
держась
одной
рукой
за
палку,
учащийся
поворачивается то правым, то левым плечом к станку, исполняя экзерсис
правой и левой ногой. Необходимо познакомить детей с понятиями Рlie,
Grаnd рlie и Demi рlie (приседание, глубокое приседание и полуприседание),
Releve.
Важным
дополнением
является
введение
в
тренировочные
упражнения элементов танцевальности.
Развиваясь,
танцевальные
дети
постепенно
движения
по
приобретают
заданию
способность
педагога,
выполнять
запоминать
их
последовательность, исполнять движения более четко и выразительно.
Поэтому на занятиях второго года обучения педагог может разучивать с
ребятишками
танцевальные
комбинации.
Учитывая
экологическую
направленность программы, танцевальные комбинации должны подчиняться
художественному образу природы (попрыгали, как зайчик, скачем, как
лошадка, двигаемся мягко, как кошечка, и т.д.). В содержании урока следует
оставить и элементы партерной гимнастики (особенно в начале года).
Педагог также продолжает работать над постановкой корпуса, рук, развивает
у детей чувство ритма, музыкальности, чувства пространства.
На занятиях третьего года обучения дети выполняют уже полный набор
базовых движений классического танца, стоя боком к палке и держась за нее
одной рукой. Комплекс упражнений у станка становится более танцевальным
за счет различных композиционных сочетаний, введения пауз, ритмического
рисунка движения. Упражнения выполняются с правой и левой ноги
попеременно с вкраплением Рlie, Releve, элементарных композиций рук,
42
головы. Ускоряется темп выполнения движений, увеличивается силовая
нагрузка. Дети совершенствуются в исполнении уже знакомых движений и
поз, добиваясь большей четкости и методической грамотности. Упражнения
на середине зала обогащаются.
В структуре занятия четвертого года обучения классическая и профильная
хореография становится равнозначным. Половина урока – движения
классического станка, оставшаяся часть учебного времени – обучение
исполнительскому мастерству на середине зала. Увеличивается темп
выполнения
упражнений
классического
экзерсиса
при
полном
его
традиционном наборе. Строго соблюдается последовательность исполнения
движений. На середине зала оттачивается техника исполнения усложненных
танцевальных фраз, включающих работу рук, головы, ног. Педагог также
обращает внимание детей на выразительность и эмоциональность движений,
артистизм, добивается от них самостоятельной творческой работы над
танцевальными комбинациями (на основе приобретенной лексической базы).
Постановочная работа обращена к созданию более тонких эмоциональнопсихологических образов природы.
Содержание учебного курса
Тема
Формы организации
учебного процесса
Методы обучения
Наглядные пособия
Вводная тема
Объяснение,
демонстрация, опрос
Информационнорепродуктивный
метод, контроль,
коррекция
Иллюстрации,
видеофильмы,
элементы
тренировочной и
сценической формы
(мягкие балетные
туфельки, пуанты,
детали головных
уборов и т.д.)
Балетная
гимнастика,
элементы
Объяснение,
демонстрация,
упражнения
Объяснительнорепродуктивный
метод, контроль,
Фрагменты
музыкальных
произведений;
43
профилирующей
хореографии
(классический
танец)
дозированная
помощь педагога,
взаимопроверка,
коррекция
визуальные
иллюстрации
(кинофильмы,
фотографии,
рисунки)
Упражнения на
развитие
музыкальности,
чувства ритма
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
прослушивание
Объяснительнорепродуктивный
метод, контроль,
коррекция.
Музыкальноролевые игры
Фонограмма,
музыкальноритмический
аккомпанемент
(живая музыка –
фортепиано)
различного размера,
характера, темпа,
ритма; предметы,
позволяющие
создать шумовой
эффект:
погремушки,
деревянные ложки и
т.д.
Упражнения на
пространственные
перестроения
Объяснение,
демонстрация,
упражнения,
репетиция
Объяснительнорепродуктивный
метод, контроль,
коррекция
Мелкие предметы,
рассыпчатый
природный
материал: кубики,
элементы
конструктора,
ракушки, камешки,
орехи и т.д.;
калейдоскоп
Работа над
экопластическими
образами
Беседа, обсуждение,
наблюдение,
самостоятельная,
творческая работа,
художественноисполнительская,
практическая
деятельность
Музыкальнопластические этюды,
«экологическое»
прочтение музыки,
образные
танцевальные
комбинации,
массовые танцы,
сценические
хореографические
постановки,
сюжетные игры
Музыкальные
произведения,
объекты реального
мира, литературные
и изобразительные
иллюстрации,
игрушки,
сценические
персонажи
хореографических
произведений
Постановочная и
репетиционная
работа
Объяснение,
демонстрация,
упражнение,
художественно-
Объяснительнорепродуктивный
метод
Музыкальные
произведения,
хореографические
номера на
44
исполнительская
деятельность,
самостоятельный
поиск
концертных
площадках,
балетные спектакли,
эскизы костюмов и
т.д.
Теоретические
интегрированные
познавательные
занятия
Объяснение,
обсуждение, рассказ,
беседа, визуальная
демонстрация,
самостоятельный
поиск
Самостоятельное
чтение литературы,
посещение
выставок,
литературное и
изобразительное
творчество,
изучение пластики
окружающего
природного мира и
т.д.
Иллюстративный
материал, объекты
реального мира
Практическая
деятельность по
взаимодействию с
природой
Объяснение,
обсуждение, рассказ,
беседа, визуальная
демонстрация,
самостоятельный
поиск
Наблюдение,
непосредственное
общение с
представителями
животного и
растительного мира,
забота о них и т.д.
Объекты живого
мира
Итоговое занятие
Демонстрация
Открытый урок,
класс-концерт,
мастер-класс,
отчетный концерт,
сценические
выступления,
участие в
фестивалях,
конкурсах
Почасовой учебно-тематический план работы педагога
№
1
Тема
Вводная тема
45
2
Балетная гимнастика
3
Элементарные основы классического танца
4
Элементы профилирующей хореографии
5
Упражнения на развитие музыкальности, чувства ритма
6
Упражнения на пространственные перестроения
7
Работа над экопластическими образами
8
Постановочная и репетиционная работа
9
Теоретические интегрированные познавательные занятия
10
Практическая деятельность по взаимодействию с природой
11
Итоговые мероприятия
Итого: 864 часа
Почасовой учебно-тематический план работы педагога
Количество часов
1-й год обучения
1-я подгруппа
Т
П
2
216
Т
П
2
3-й год
обучения
4-й год
обучения
Т
Т
Т
П
2
П
1
40
40
46
14
14
46
П
1
48
48
48
48
4
4
6
5
5
6
15
15
24
22
20
8
8
38
46
48
8
10
2-я подгруппа
2-й год
обучения
8
28
20
17
10
10
20
23
24
2
2
8
8
10
98
10
98
30
194
216
46
21
216
195
18
216
198
Организация обучения и работа с родителями
Работа с родителями – это необходимый аспект учебного процесса. Хорошо,
когда родители вместе с детьми наблюдают за миром природы, выполняют
домашние задания (читают и сами сочиняют стихи, рассказы и сказки,
47
придумывают загадки и игры, ухаживают за домашними животными и
растениями). Все это является важным звеном в работе над экопластическим
образом.
Неоценима помощь родителей и в решении организационных вопросов,
подготовки открытых у роков, пошиве сценических костюмов, оформления
хореографических постановок. Здесь на родителей возлагается большая
ответственность. Такие качества, как инициативность, оптимизм, желание
сделать работу качественно и в срок, позитивно воздействуют и на детей.
Расширению
экологического
мировоззрения
взрослых
способствуют
экологические акции, тематические родительские собрания, круглые столы,
практические работы, сопряженные с уборкой территории (субботники),
посещение выставок, массовых мероприятий и т.д. После занятия
необходимо информировать родителей о физическом и психологическом
самочувствии ребенка, результативности его работы на занятиях.
Некоторые родители просят не загружать детей общением с природой, ведь
они пришли обучаться хореографии. В этом случае необходимо объяснить
мамам и бабушкам, что курс «Экоклассика» - интегрированный и решают в
равной степени вопросы хореографического образования и экологического
воспитания ребенка.
Педагогу нужно убедить родителей в том, что для обучения детей красивым
движениям
и
создания
условий
правильного
физического
развития
необходимо приобщать малышей к ценностям природы.
При этом главное все-таки – увлечь детей, ведь родители чаще всего
ориентируются на желание ребенка, его заинтересованность. Педагог
хореограф должен увлекательно, красочно, эмоционально осветить ту грань
существования природы, которая часто находится вне поля зрения, остается
незамеченной. Необходимо заострить внимание ребенка на том, что природа
48
не только художник, музыкант, но и виртуозный исполнитель грациозных
движений.
И мы с удовольствием увидим вспыхнувшие искорки в глазах и
нетерпеливое желание сообщить о своем «открытии»: оказывается, Природа
умеет танцевать. Слышны детские голоса: «я видела, как вальсируют листики
осенью, в пору листопада, вьюжат снежинки зимним вечером; травинки,
пингвины, ласточки, рыбки – у всех свой особенный танец…»
Общение должно носить диалоговый характер. Старайтесь следовать за
ребенком, чутко определять его расположение, приоритеты, оценивать опыт,
«разжигать» активность, поощрять инициативу.
Выводы по второй главе
Вторая глава является практической. Мы разработали программу
«Экоклассика», способствующую воспитанию эмоционально-нравственных
качеств младших школьников.
Важнейшей особенностью программы является ее построение.
Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя разрушать ее
тематическое
построение,
потому
что
последовательное
развитие
определенных тем - основа совместного творчества.
Значительное место отводится заданиям, развивающим нравственную
оценку и художественно-творческие способности детей, воображение,
инициативу, самостоятельность.
Классический танец составляет основу хореографической подготовки
детей. С первых шагов обучения на уроках классического танца
осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее
развитие всего двигательного аппарата ребенка.
49
Язык классического танца отождествляется с самой природой человека,
органика его движений, творческое воображение, эмоциональность, любовь
и
стремление
целомудренному.
к
прекрасному,
Таким
образом,
благородному,
посредством
классического
младшие школьники имеют представления о нравственности.
50
возвышенному,
танца,
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)