16.09.2024
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда
мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот
малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с
младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется,
будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть
усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не
готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка,
его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его
характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период
возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то
же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных
возрастных особенностях.
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по
собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер.
Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь,
переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения,
да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите
за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит,
все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться,
раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть
аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных
действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины
такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало
скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на
том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не
хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать
"маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала
только ему.
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3
лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя
как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не
буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что
его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так
как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать
очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во
всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет
искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но
в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с
комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания,
настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы
правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас,
разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя
не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще
с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а
тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным
средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной
особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание,
сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что
ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже
пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя,
ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка:
как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка
заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно,
отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают
скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет,
обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей
становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную
роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет
позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на
свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети -
зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в
умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими
являются:
- называние
цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
- выделение
величины (большой, поменьше, маленький),
- называние
формы (круг, квадрат, треугольник),
- расположения
предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
- сравнение
по цвету, форме, размеру;
- координация
движений рук и зрения;
- формирование
понятий «много», «мало», «один».
Вам как родителям
важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это
естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно
использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если
именно вы будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким
материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками,
и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром
взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать
то, что он видел или делал.
Предоставлять возможности для самых разных игр с
предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в
другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в
2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку
ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно.
Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом
возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно
лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша
родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование
нового.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается
какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень
силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка
следует утешить или переключить его внимание.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное
подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с
ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и
обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком
изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Что должен уметь
ребенок 2 – 3 лет
Развитие речи
- понимать
короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на
вопросы об этих событиях
- выполнять
до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
- называть
детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги,
спина и др.)
- использовать
предложения из 2-3 слов
- употреблять
в речи прилагательные, местоимения, предлоги
- называть
предметы по картинкам
- говорить
«до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
Сенсорное развитие
- соотносить
объемную геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на
образец
- группировать
предметы по форме (круги, квадраты, треугольники)
- выделять
величину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький)
- различать
3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, называть их
- различать
качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; учить различать
температуру: холодный – теплый
Развитие бытовых навыков
- есть
аккуратно, не обливаясь
- при
умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым
платком
- самостоятельно
одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться)
- частично
раздеваться
- складывать
на место одежду, обувь, посуду, игрушки
регулирует отправление физиологических потребностей