16.09.2024
Это возраст активного развития физических и
познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается
основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст,
домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может
рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге,
совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о
себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать
собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и
правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля
взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более
сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать
окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы.
Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только
развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и
малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто
привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может
провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые
повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и
сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"
Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с
чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность
выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия
с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по
правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением,
проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще
нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют
сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он
хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на
том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому
любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в
семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых
родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к
ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой.
Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния,
может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт
полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется
родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере
поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом
устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может
задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут
торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а
девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят
замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой
ситуации форму отношений взрослых.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут
усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся
страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как
непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне.
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если
в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о
болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то
случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только
усилят возрастной страх смерти.
Вам как родителям важно:
- С
уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и
просто игру воображения.
- Поддерживайте
в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его
талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
- Будьте
внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его
желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии
отстоять и выдержать.
- Обеспечьте
ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае
эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и
вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
- Ребенку
необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком
совместные планы.
- Постепенно
снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые
разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам
ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины
неудачи.
- Помните,
что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши
приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем
«взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его
подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его
инфантильность, пассивность.
- Не
пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка
вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы,
которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему
специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в
случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
- На
вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими
представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает
у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем
реальность.
- Помогите
ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не
бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги.
Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно
пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность
справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов
обращайтесь за помощью к психологу.