Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Новизна и отличительные особенности программы
1.3. Условия реализации программы
2. Содержание программы
2.1. Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Методическое обеспечение программы.
2.3. Методы и приемы обучения.
2.4 Структура занятий.
2.5. Виды нетрадиционных техник, используемые в работе с детьми.
2.6. Календарно – тематическое планирование.
3. Целевые ориентиры к уровню изобразительных навыков детей 3-7
лет
4. Оценочные материалы освоения детьми образовательной
программы (мониторинг)
5. Методические материалы
2
3
4
6
7
8
8
9
10
16
44
46
47
Пояснительная записка
«Страна, в которой учили бы рисовать
так же, как учат
читать и писать, превзошла бы вскоре
все остальные страны,
во всех искусствах, науках и
мастерствах»
Дени Дидро.
Творца от человека нетворческого отделяет «пропасть». Но через эту
пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука.
Изобразительное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен
пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир
творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с
изобразительным искусством, дети познают прекрасное: традиции, обычаи,
особенности жизни и быта своего народа, передающиеся из поколения в
поколение, усваивают эталоны красоты. Дети с особыми возможностями
здоровья, как никто другой нуждаются в постоянном присутствии радости,
положительных эмоций, восторгов, восхищений и любви.
1.1. Актуальность программы
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В современной
инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов,
склонностей детей, их индивидуальных способностей и возможностей при
создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах
деятельности. Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды должны быть обеспечены
равными возможностями в получении качественного и доступного образования.
Дополнительное образование – это та возможность, которая позволяет
максимально учитывать их потребности и интересы.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Использование в работе с детьми нетрадиционных техник изо-деятельности,
открывает новые возможности развития у детей творческих способностей,
фантазии и воображения. Помогает ребенку, который не всегда сможет овладеть
общепринятыми способами изобразительных техник, познать радость искусства,
получить полноценный продукт своего творчества.
3
Все дети любят рисовать, лепить, делать аппликации. Испытав интерес к
творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это
получается: многие дети только начинают овладевать художественной
деятельностью, а у кого-то это не получается в силу определенного врожденного
дефекта развития. Но все малыши любят узнавать новое, с удовольствием
учатся. Именно обучаясь, получая знания, различные изобразительные навыки,
яркий продукт своего труда ребёнок чувствует себя уверенно, формирует
положительную самооценку, социализируется в группе сверстников.
Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством,
мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание
ребенка на ощущениях, чувствах новых открытиях изобразительного сюжета. В
простой, казалось бы, закорючке дети видят целый мир: это необыкновенный
цветок, летящая птица, которая тут же превращается в русалку, изгиб ручейка,
смешной котенок, неизвестный ранее образ.
Использование необычных материалов, оригинальных техник принимает
особую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения развития. Дети с
нарушением опорно-двигательного аппарата как никто другой нуждается в
таком способе развития изобразительного творчества. Ребенок раскрывает для
себя новые возможности и способы использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся владеть своей
мускулатурой и мелкой моторикой, стремятся достигать нужного результата,
учатся наблюдать, думать, фантазировать. Все это позволяет и «особым детям»
ощутить незабываемые положительные эмоции.
Таким образом и
развивается творческая личность, способная применять свои возможности,
знания и умения в различных жизненных ситуациях.
1.2. Новизна и отличительные особенности программы
Программа изостудии, знакомит детей младшего и старшего дошкольного
возраста с разнообразием нетрадиционных
техник в
изодеятельности
(рисование ладошкой; рисование пальчиками; рисование мыльными пузырями;
рисование по мокрой или жатой бумаге; оттиск пробкой; оттиск печатками из
ластика; оттиск природными материалами; набрызг; кляксография; монотипия;
граттаж; пластилинография; торцевание; квиллинг и т.д.) дает немалый толчок
детскому воображению и фантазированию, расширяет и углубляет знания,
полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Реализация программы возможная в группах общеразвивающей и
компенсирующей направленности, в том числе в условиях инклюзивной
практики. В процессе реализации программы раскрываются и развиваются
индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере
свойственны всем детям. Отличие от других программ заключается в том, что
4
мы предлагаем детям изобразить знакомые предметы при помощи
нетрадиционных техник и материалов. Такой подход очень важен при работе с
детьми, испытывающими трудности двигательного (моторного) характера.
Воспитанникам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата,
значительно сложнее освоить традиционную технику рисования (карандаш,
кисть, пастель). Использование нетрадиционных, адаптированных для таких
детей техник, будет значительно результативнее.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны потому, что проходят в
необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую
деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически, последовательно
решать задачи развития художественно-творческих способностей детей. В
студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для
выставки детских работ. На занятиях в изостудии практикуется музыкальное
сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного
образа. Особое внимание уделяется и знакомству с декоративным рисованием,
народным прикладным искусством, что, помогает воспитанию любви и
интереса к исконно русским традициям, пробуждает национальное
самосознание.
Творчество даёт возможность выразить ребенку то, что в силу
возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе творчества
рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот
момент ребёнок абсолютно свободен. Релаксирующие моменты таких занятий
позволяют возбужденным и гиперактивным малышам расслабиться и
успокоиться. Замкнутым и неактивным раскрыться и почувствовать желание
участвовать в общем интересном деле.
Для успешной реализации программных задач необходимо
взаимодействие с родителями и педагогами. Применение следующих форм
работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинары-практикумы,
анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы
формирует у родителей определенные представления и практические умения в
продуктивной творческой деятельности, обучает их интересным формам
занятий с ребенком, определенным коррекционным технологиям, которые
необходимы «особому ребенку».
Программа разработана
как дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
по художественно-эстетическому развитию детей.
Рекомендуется для педагогов дошкольного образования, педагогов
дополнительного образования.
Может
быть реализована в
группах
общеразвивающей направленности и в условиях инклюзивного
образования.
1.3 Условия реализации программы:
5
1.
Программа составлена с учетом возрастных характеристик детей: 3-4, 4-5,
5-7 лет. Дети, испытывающие трудности в усвоении программ в силу основного
дефекта развития, или отстающие по паспортному возрасту могут заниматься по
программе любой возрастной группы.
2.
Занятия проходят два раза в неделю, 8 раз в месяц, Количество учебных
часов в году - 72 (в каждой возрастной группе).
3.
Продолжительность одного занятия: в младших и средних группах 15-20
мин, в старших и подготовительных группах 25-30 мин.
4.
Количество детей: от 10 до 12 человек в подгруппе.
Возможна
организация индивидуальной формы занятия.
Цель программы: развитие творческой активности личности ребенка и
формирование художественно-творческих способностей детей средствами
нетрадиционных художественных техник.
Задачи:
познакомить
детей
с
различными
видами
нетрадиционных
•
изобразительных техник, экспериментируя с разными видами материала;
•
развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной
деятельности;
развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту
•
окружающего мира;
развивать способность
наблюдать, всматриваться, вслушиваться
•
в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их
изменения;
•
развивать мелкую моторику рук, общую моторику;
использовать вариативные формы образования детей с ОВЗ, в том числе
•
детей-инвалидов;
•
формировать компенсаторные механизмы детского организма;
•
совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать
художественно-творческие способности детей, ассоциативное мышление и
любознательность;
развивать интерес к изобразительному искусству, расширять
•
представления о нем;
•
познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание
детей на изображение родной природы в картинах художников;
•
воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством,
расширять представление о народных игрушках;
•
6
совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими
изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои
произведения;
•
воспитывать навыки самостоятельности, умение работать в коллективе,
прививать социально значимые формы поведения.
•
Ожидаемые результаты:
развитие у детей интереса к изобразительной деятельности;
совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие
•
художественно-творческих способностей детей;
•
формирование стремления у детей к экспериментальной деятельности,
посредством использования и сочетания техник нестандартного рисования с
аппликацией или лепкой;
социальное и коммуникативное развитие детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
•
развитие мелкой и общей моторики «особого ребенка», формирование его
•
успешности в различных видах деятельности;
•
усиление эффекта коррекционной работы с детьми;
•
привлечение родителей к художественно-творческой деятельности,
формирование у них навыков активной продуктивной деятельности с ребенком.
•
Материалы для реализации программы:
1.
Оборудование кабинета: столы, стулья, мольберт.
2.
Учебно – методическое оснащение: наглядные пособия (таблицы,
репродукции, книги, альбомы по искусству); аудиозаписи.
3.
Материалы для практической деятельности: бумага формата А2, А3, А4
разной фактуры, цветные и простые карандаши, акварельные краски, гуашь,
пастель; кисти, ластики, клей, гелевые ручки, восковые мелки, тушь, цветные
карандаши, разнообразный природный материал, стаканчики для воды,
салфетки и другое.
2. Содержание программы
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых
используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и
мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и
познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено
формирование у ребёнка сенсомоторной координации - согласованного действия
рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками,
7
ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания.
2.2. Методическое обеспечение программы
Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка
необходимо правильно организовать процесс. Содержание методов обучения и
воспитания зависит от конкретно поставленной цели. Учебный материал
представляется в последовательном порядке от простого к сложному, включая
все этапы творческого процесса. Соотношение различных видов работы
изменяется по годам обучения, соответственно возрастным особенностям
воспитанников.
Основные принципы реализации
программы индивидуализация
и дифференциация.
В процессе работы с детьми применяются разнообразные методы и формы
работы,
учитывающие
возрастные,
психологические
особенности
индивидуального развития детей, структуру основного дефекта развития наглядное преподавание;
непосредственное участие педагога в творческом процессе ребенка;
проведение занятий в игровой форме;
коллективное творчество;
художественно-изобразительные методы;
объяснительно-иллюстративный метод;
композиционные методы;
проведение бесед в форме диалога;
использование наглядных пособий и репродукций картин;
работа с натуры (поиск композиции, линий, цвета);
декоративное рисование;
воспроизведение и повторение изучаемого материала.
2.3. Методы и приемы обучения:
словесные (вербальные): рассказ, беседа, чтение художественной
литературы, стихов, объяснение, пояснение, педагогическая оценка;
наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ
способов выполнения работы, наблюдение за работой других детей;
практические: самостоятельная продуктивная
деятельность детей,
экспериментирование;
8
эмоциональный настрой: прослушивание музыкальных произведений,
сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика, минутки шуток и юмора,
релаксационные упражнения.
1 этап работы – использование элементарных техник рисования:
рисование пальчиками
•
•
рисование ладошкой
обрывание бумаги
•
•
тычок жесткой сухой кистью
оттиски различными печатками (из пробки, картофеля, пенопластом,
•
поролоном)
печать листьями
•
оттиск смятой бумагой
•
2 этап работы – усложненные техники:
рисование воском (свечой, парафином)
•
•
рисование мылом
рисование нитками
•
•
кляксография
•
набрызг
тиснение
•
•
граттаж и монотипия
3 этап работы – комбинированные, смешанные изобразительные
техники:
восковые мелки+акварель
•
•
свеча+акварель
печать по трафарету+набрызг
•
•
кляксография с трубочкой, нитью и т.д.
Обязательное условие на любом этапе работы – использование
тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового
материала, что позволяет сделать такие
занятия
доступными,
интересными, содержательными и познавательными.
2.4. Структура занятий
1.
Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года, с учетом
событий в жизни детей, детского сада, сопутствующими
календарными и
фольклорными праздниками.
2.
Подготовительная работа к занятию:
9
а) проведение беседы, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий
по теме,
чтение
или заучивание необходимого
художественного
материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических,
подвижных, релаксирующих игр и другое;
б) подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также
нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает
детей;
в) анализ с воспитателем или учителем-дефектологом особенностей развития и
моторных нарушений у ребенка с ОВЗ либо ребенка-инвалида для оптимального
подбора изобразительной техники и организационных моментов занятия.
3.
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, игры со
сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, игры в
волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, с
использованием музыкальных или наглядных средств. Используются
вариативные формы работы с «особыми» детьми, определяется уровень
доступной сложности и методов коррекции.
4.
Использование нестандартных техник рисования, работы с бумагой и
природным материалом. Многие техники интересны и сложны, поэтому
подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей
каждого ребёнка, проводятся некоторые подготовительные занятия. Учитывая
сложность материала организуется по подгруппам или всем коллективом детей,
но обязательно с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2.5. Виды нетрадиционных техник, используемые в работе с детьми:
1.
«Пластилинография»
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных
размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и
размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая
«мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность, смешивая
кусочки пластилина разного цвета.
2.
«Монотипия» (пейзажная, предметная).
Цель: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать
умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать
воображение, пространственное мышление.
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью
и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне
поверхности и отпечатывается на другую.
10
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы
невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или
продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество
красок в монотипии — любое.
Материалы: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски,
кисти, банка с водой, салфетки.
3
. «Ниткография».
Средства выразительности: пятно, линия.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка, нитка сред ней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее.
Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее
конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает,
придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали
дорисовываются.
4
. «Монотипия пейзажная».
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная
плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере,
реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть.
Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками,
чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится
рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж
получается размытым.
5. «Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой
ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном
порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно
согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его
прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается,
определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
11
6 . «Акварель и акварельные мелки».
Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования.
Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем
мире.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью
губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования
торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
7.
«Восковые мелки (или свеча) и акварель».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки (или свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок мелками остается незаквашенным.
8.
« Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При
необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.
9.
«Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на
бумагу.
10. «Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные
карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу
нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань,
рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет.
Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой
бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного
предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь
формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
12
11. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета
меняется и мисочка и пробка.
12. «Оттиск поролоном».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
13. «Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
14. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
15. «Оттиск природными материалами».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, природные материалы (листья, овощи ит.д.).
Способ получения изображения: ребенок прижимает природный материал к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
16. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
13
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и
поролона или ватная палочка, гуашь, бумага, на которой нарисован контур
предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и
ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур
или шаблон.
17. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)
или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
18. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки на бумагу.
19. «Рисование мыльными пузырями».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мыльные пузыри, гуашь или акварель, бумага для акварели,
трубочка для коктейля, баночка для смешивания мыльных пузырей и краски,
карандаши, кисти, краски для дорисовывания изображения.
Способ получения изображения: ребенок выдувает цветную пену на лист
бумаги, рассматривает получившееся изображение и дорисовывает нужные
элементы.
20. «Граттаж».
Это графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого
инструмента.
Материалы: картон, восковые мелки или свеча, тушь или гуашь, губка, мисочка
для краски, острый инструмент (палочка, ручка, зубочистка и т.д.)
21. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, гофрированная бумага, либо цветная двухсторонняя
бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для
основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не
станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть
различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
22. «Торцевание».
14
Создание объемных картин(изображений) с помощью квадратов из бумаги
накрученных на карандаш.
Материалы: гофрированную бумагу, лист картона, контурный рисунок,
заготовки из бумаги (квадраты), клей, карандаш.
23. «Квиллинг».
«Бумагокручение» и «бумажная филигрань». Изготовление объемных картин
или поделок из бумажных «ролов».
Материалы: полоски бумаги разного цвета и ширины, картон для основы, клей,
зубочистки, специальная линейка для закручивания бумажных «роллов».
24. «Объемная аппликация».
Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок
будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это
могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и
любые другие элементы, природные материалы. Объемные элементы сначала
выкладываются на рисунок, а затем приклеиваются.
25. «Обрывная аппликация».
Создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно
двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с
предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с
предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на
свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка
продавливая при рисовании контура бумагу.
Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка.
26. «Изготовление коллажей».
Сочетание кусочков различных материалов и средств массовой информации,
таких как газеты, журналы, упаковка продуктов, ткани, краски и фотографии,
различные природные материалы, объединенные в одной композиции.
Занятия дошкольников, предполагают объединение разных видов
продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой)
для более полного раскрытия образа предмета, явления или сюжета.
Использование
нетрадиционных
приемов
изображения,
свободное
экспериментирование с художественными материалами и инструментами,
изготовление разного рода коллажей и коллективных работ являются
благодатной основой для развития художественно-творческих способностей
ребёнка. А это, в свою очередь, поможет обеспечить переход от
репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной
интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в
созидательной художественно-творческой деятельности.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
15
улучшение качественных характеристик детских работ: рисунки будут
•
более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
•
повышение уровня коммуникативных способностей детей при творческом
взаимодействии с педагогом и сверстниками;
•
повышение у воспитанников уровня знаний и представлений о
произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.
•
улучшение общих моторных функций и мелкой моторики рук;
обогащение вариативных форм продуктивной детской деятельности;
•
•
привлечение детей с ОВЗ и детей-инвалидов к процессу художественного
творчества, формирование интереса к данному виду деятельности;
•
формирование успешности и повышение самооценки «особого ребенка»;
интеграция и инклюзия всех детей в едином творческом пространстве;
•
приобщение родителей к различным формам детского творчества;
формирование активных форм толерантности у взрослых и детей.
2.6. Календарно - тематическое планирование
Первый год обучения (возраст детей 3-4 года)
Тема занятия
«Бабочки летают»
«Гусеница»
«Сказка про краски»
«Цветы на лужайке»
Задачи
Материалы
Сентябрь
Знакомство с техникой
Бумага, акварель, кисть
монотипия. Развивать
№4
симметрию, пространственное
мышление
Знакомство с восковыми
мелками. Вызвать у детей
интерес к рисованию
изогнутых линий
Бумага, восковые мелки,
акварель, кисть № 4
Знакомимся со свойствами
Бумага, мыльный
различных художественных
раствор, гуашь, трубочка
материалов. Вызвать интерес к
рисованию. Познакомить с
понятием основные цвета
Знакомство с полевыми
цветами, рассматривание
растений. Учимся линиями
16
Грунтованная бумага,
масляная пастель
изображать растения
«Какое бывает море» Формировать представления о Акварельная
бумага,
пейзаже.
Знакомство
со акварель, иллюстрации
свойствами
акварели
и художников
акварельной
бумаги.
Знакомимся
с
понятием
холодных цветов
«Рисуем волшебство» Знакомство с различными Бумага, гуашь, шампунь,
художественными
соль, спирт, пипетка
материалами.
Добавляем
краскам шампунь, спирт, соль.
Изучаем полученные эффекты
«Ковер для мишки» Знакомство
с
техникой Бумага, гуашь, штампики
штампирования.
Учимся из картошки
заполнять пространство листа
«Что растет на
грядке?»
Развиваем умение рисовать Бумага, восковые мелки,
штрихи и точки. Учимся шаблон, линейки
заполнять пространство листа
Октябрь
«Кактус моей мечты» Изучаем приемы монотипии и Бумага, гуашь, ватные
штампирования.
Рисуем палочки, салфетки
рукой.
Вызвать
интерес
рисования рукой и пальчиком
без кисточки
«Радуга в траве»
Знакомимся
с
приемами Бумага, восковые мелки,
рисования восковыми мелками акварель, губка, кисть №
и акварелью. Добавляем губку 4
«Веселые пушистики» Учимся смешивать цвета, Бумага, гуашь (красная,
получаем оттенки. Добавляем желтая, белая), поролон
работу штампиком из губки
«Коврик для мамы» Развиваем умение наносить Грунтованная
длинные и короткие линии, восковые мелки
17
бумага,
отработка
свободного
перемещения руки по листу
«Огонь и пламя»
Учимся соединять
штрихи и пятна
линии, Грунтованная
бумага,
восковые мелки, кисть,
гуашь
«Листья падают на Изучаем
приемы Грунтованная
бумага,
землю»
примакивания
кисточкой. кисть № 4, гуашь
Учимся
заполнять
пространство листа
«Какие высокие
бывают деревья»
Учимся
рисовать Восковые мелки, бумага
вертикальные линии. Изучаем
части дерева
«Клубочки для котят» Учимся рисовать линии по Восковые мелки, бумага
кругу
Ноябрь
«Подводная лодка» Продолжаем изучать способы Восковые мелки, бумага,
рисования круга, теплые и акварель
холодные цвета
«Что спрятано на
листе?»
Знакомство
с
техникой Бумага, загрунтованная
рисования воском. Учимся воском, акварель, кисть
проявлять рисунок с помощью № 4
акварельных красок
«Помогаем бабушке Продолжаем изучать технику Бумага, гуашь, штампики
собирать урожай» рисования штампиками
из поролона
Абстрактное
рисование
Изучаем
рисование
по Бумага, шаблон, цветные
трафарету. Составляем свой карандаши
рисунок из дуг
«Рыбка спряталась в Продолжаем
изучать Бумага, восковые мелки,
реке»
рисование
по
трафарету. акварель
Дорисовка. Создаем образ
рыбки, обводя пальцы руки
18
«Коврик для
бабушки»
Знакомство с орнаментом в Бумага,
штампики,
квадрате. Развиваем чувство ватные палочки
ритма, чередование элементов
в рисунке
«Зимнее дерево»
Знакомство
с
рисования тушью.
техникой Бумага, черная
кисти № 1,2
тушь,
«Дождь и снег»
Продолжаем учиться рисовать Бумага, акварель, кисть
акварельными
красками. № 2
Учимся наносить косые линии
кисточкой и пятна
Декабрь
«Зимний пейзаж»
Продолжение знакомства с Тонированный
картон,
техникой рисования гуашью. гуашь белая и черная,
Смешиваем белую и черную кисть № 2
краску, ищем оттенки серого
цвета
«Новогодние огоньки Знакомство
с
техникой Подготовленная
на небе»
граттаж. Рисуем линии и точки поверхность
листа,
на загрунтованной бумаге при заточенная палочка
помощи палочки
«Пятно и линия»
Абстрактная
композиция
Продолжаем изучать технику Бумага, тушь, кисти 5 и 1
рисования тушью. Учимся
создавать образ
«Снежок»
Рисование точками в разных Грунтованная
бумага,
направлениях. Знакомство с гуашь белая, кисть № 2,
понятиями «гуще» и «реже»
ватные палочки
«Елки и елочки»
Разные способы рисования Бумага, кисть № 2, гуашь
елок. Учимся по-разному зеленая
держать кисть. Примакивание
и штрихи
«Елочка нарядная» Изучаем виды игрушек для Грунтованная
19
бумага,
украшения елки
гуашь, ватные палочки
«Шишка на елке»
Учимся смешивать краски и Тонированная
бумага,
накладывать
мазки
в гуашь
коричневая
и
определенной
желтая, кисть № 4
последовательности
«Какой красивый
шарик»
Продолжаем
изучение Тонированная
бумага,
орнаментов. Украшаем шарик гуашь, ватные палочки
точками и мазками
Январь
«Веселые и грустные Знакомимся
с
приемами Бумага, черный маркер
линии»
рисования маркером
Рисунок углем
Рисунок сангиной
«Бегут олени»
(отпечатки)
Знакомство
с
рисования углем
линии, растирание)
техникой Бумага
(штрихи, уголь
Знакомство
с
техникой Бумага
рисования сангиной
сангина
тонированная,
тонированная,
Продолжаем освоение техники Бумага,
картофельные
рисования штампиками
штампы, фломастеры
Монотипия.
Изучаем работу в технике Стекло, бумага, краски,
Придумываем свое монотипия на стекле
кисти
растение
Аквариум
Учимся
треугольники
рисовать Бумага
грунтованная,
кисти № 1,2,4, краски
«Золотой петушок» Учимся
создавать
образ, Бумага, восковые мелки
соединяя
изображение
различных форм
Февраль
«Домик на горе»
Изучаем технику рисования по Бумага,
трафарет,
трафарету, создание рисунка штемпельная подушечка,
20
при помощи отпечатка
Отпечатки разными Учимся печатать
материалами
материалами
гуашь, фломастеры
разными Бумага, гуашь, кисти.
Хлеб, ветка сосны, кора,
листья
«Большая и маленькая Учимся изображать животных. Грунтованная
бумага,
медведицы»
Создаем композицию.
гуашь белая, кисти
Абстрактное
рисование
Изучаем
разные
(широкие и узкие)
мазки Бумага, гуашь,
разного размера
«Сосулька-плакса» Учить создавать изображение Тонированная
в
форме
вытянутого гуашь, мятая
треугольника
кисти № 3
кисти
бумага,
бумага,
«Мороженое»
Учимся линиями рисовать Грунтованная
бумага,
треугольники
и
круги. гуашь, кисти № 2,4
Собираем форму из частей
«Улитка»
Учимся рисовать линии по Грунтованная
бумага,
кругу, спиралька
восковые мелки, акварель
«Бусы для мамы»
Упражнять
в
технике Гуашь
3
оттенков,
печатания.
Формировать тонированная
бумага,
умение создавать узор из оттиски для печати
простых элементов, чередуя
по форме и цвету
Март
«Цветы для мамы» Изучаем работу рисования Грунтованная
(гиацинты)
ватными палочками
заготовка,
палочки, гуашь
«Маленькие и
большие люди»
«Дымковская
игрушка»
Учимся изображать
человека
бумага,
ватные
фигуру Бумага,
маркеры,
фломастеры, линейка
Познакомить с дымковской Шаблоны фигурки коня,
игрушкой,
основными гуашь, печатки, кисть
элементами украшения
21
«Красивый цветочек» Познакомить
мозаики
с
техникой Основа для мозаики,
акварель, кисть № 3
«Веселые
прямоугольники»
Учимся
заполнять Бумага,
маркеры,
пространство
листа восковые мелки
прямоугольниками
разного
размера
«Журчат ручьи»
Учимся рисовать волнистые Бумага, акварель, кисть
линии, разводить акварельные № 3
краски
«Мишка спит в
берлоге»
Учимся пятнами изображать Грунтованная
силуэт мишки
кисти, гуашь
«Ежик бежит по
дорожке»
Учимся линиями изображать Бумага
грунтованная,
ежика.
Знакомство
с кисти, гуашь
длинными
и
короткими
линиями
бумага,
Апрель
«Верба»
«Космос»
Учимся
примакиванием
Создание
рисунка
рисовать Гуашь, бумага, кисть № 3
нетрадиционного Бумага, гуашь, клеенка
для фактуры, кисти № 2,4
«Собираем
пирамидки»
Учимся рисовать овалы
«Паровозик»
Учимся
последовательно Бумага, гуашь, поролон,
делать отпечатки на листе
кисть № 2
«Как из семечка
вырастает цветок»
«Осьминожка»
Бумага, гуашь, кисть № 2
Отрабатываем
прием Акварельные
рисования кистью и красками. бумага, кисти
Упражнять
в
рисовании губка
изогнутой линии из точки в
точку
Развиваем умение создавать Иллюстрации
рисунок не только кистью и осьминожек,
22
краски,
№ 1,2,
красками,
пальцами
но
у
руками, тонированная
бумага,
гуашь, фломастеры
«Теплая картина»
Учимся смешивать основные Бумага, гуашь, кисть № 4
цвета и получать новые
Насекомые
Развиваем умение правильно Бумага, акварель. Кисть
держать
кисть.
Учимся № 2
соблюдать симметрию
Май
«Улитки выползли
погреться»
Учимся рисовать линии по Бумага, гуашь, кисть № 2
спирали
«Вечный огонь»
Продолжаем
тренировать Бумага, гуашь, заготовка,
навыки рисования ладошкой
кисть № 3
Рисуем ягоды
Учимся изображать точками Бумага, восковые мелки
ягоды
Большая стирка
Учимся
рисовать Грунтованная
бумага,
вертикальные
и заготовки, гуашь, кисть
горизонтальные линии
№2
«Цветы на листе»
Учимся рисовать с помощью Мокрая бумага, пипетка,
пипетки.
Наблюдаем
за жидкие краски
смешиванием красок
Жидкие краски
«Одуванчики в траве» Учимся
бумагой
рисовать
мятой Грунтованная
бумага,
мятые кусочки туалетной
бумаги, гуашь
«Баранки на
тарелочке»
Продолжаем
учиться Грунтованная
бумага,
изображать
большие
и кисть № 2, гуашь
маленькие круги
«Яблоко и червяк»
Учимся изображать очень Шаблон, гуашь, кисть №
большое и очень маленькое. 1,4
Рисунок в шаблоне
23
Календарно – тематическое планирование
Второй год обучения (возраст детей 4-5 лет)
Тема занятия
«Осень на опушке
краски разводила»
Задачи
Сентябрь
Учимся тонировать лист
акварельными красками по
мокрой бумаге
Материалы
Иллюстрации осеннего
леса, акварель, бумага,
кисти № 2,4
«Деревья в лесу»
Создаем рисунки путем
прикладывания листьев
Трафареты из сухих
листьев, акварель, бумага,
кисть № 4
«Цветы в лесу»
Изучаем лесные цветы.
Учимся линиями и штрихами
и точками изображать цветы и
растения
Грунтованная бумага,
масляная пастель
«Сказка о мыльном
пузыре»
Продолжаем знакомство с
различными техниками
рисования
Бумага, гуашь, шампунь,
трубочка
«Море волнуется
раз…»
Изучаем техники смешивания Бумага, акварель, кисти
цветов: лессировка, вливание № 4, 2, 1
«Разные круги»
Учимся правильно держать Бумага, гуашь, кисти № 4,
инструмент,
проводить 2, 1
изогнутые линии
Прямые и кривые
линии
Учимся проводить линии и Гуашь, кисть № 4, бумага
смешивать цвета
«Огород у бабушки» Продолжаем
работу
над Восковые
мелки,
линией.
Знакомство
с акварель, бумага, кисть №
пространством. Передний и 2
задний план
Октябрь
«Красивые бусы для Упражнять в технике печати Бумага,
куклы»
различными
материалами. тонированная
24
гуашь,
бумага,
Формировать
умение различные штампики для
создавать простой узор из печати
элементов
«Сказочный лес» Упражнять в технике акварель Бумага, акварель, кисти
техника по-сырому «по-сырому»
№ 2, 4
«Натюрморт на
круглом столе»
Упражнять навыки рисования Восковые
мелки,
кругов
акварель, кисть № 4,
бумага
«Обводим камушки» Упражнять навык рисования цветные
изогнутыми линиями
карандаши
мелки,
Смешиваем пятна
Продолжаем изучать техники Файл, гуашь, бумага
смешивания основных цветов
«Разные коврики»
Знакомство
с
штрих, пятно
понятиями Бумага,
фломастеры
мелки,
«Зверята в моей руке» Рисуем животных при помощи Бумага, восковые мелки,
обводки пальцев руки
акварель, кисть № 4
«Котик»
Учимся изображать животного Бумага, восковые мелки
при
помощи
соединения
кругов и овалов
Ноябрь
«Орнамент в полосе» Упражнять
в
технике Бумага, штампики
печатания поролоном с разной поролона, гуашь
силой нажатия
из
«Салют в небе»
Знакомство
с
техникой Заготовки грунтованной
граттаж (гравюра на воске)
бумаги,
палочки
для
нанесения рисунка
«Наш веселый
урожай»
Развивать умение создавать Бумага, гуашь, кисть № 3
композицию
«Зимний пейзаж»
Учимся приемам рисования Грунтованная
бумага,
кистью (примакивание, тонкие белая и черная гуашь,
25
и толстые линии)
«Портрет снеговика» Знакомство
портрет
«Разные елки»
с
кисти № 2,4
понятием Гуашь, бумага, кисти №
1, 4
Развиваем технику рисования Бумага
грунтованная,
тонкой кистью
гуашь, кисть № 2
«Украшаем елочку» Учимся приемам рисования Гуашь, кисти № 2, 1
кистью (примакивание, тычки,
проведение линий, пятна)
«Снег идет»
Развиваем технику работы Грунтованная
бумага,
кистью (примакивание частое гуашь, кисть № 2
и редкое)
Декабрь
Открытка «Мишка в Учимся
рисовать Заготовки, фломастеры,
свитере»
геометрический орнамент в цветные карандаши
полосе
«Вьюга -завируха» Развиваем умение проводить Бумага, восковые мелки,
линии различного характера
акварель
«Ковер для матушки Учимся рисовать орнамент в Бумага, гуашь, кисти №
Зимы»
квадрате. Развиваем умение 1.2,4
рисовать
пересекающиеся
линии
Новогоднее
настроение
Развиваем технику рисования Бумага, восковые мелки,
восковыми мелками (линии, акварель
штрихи, точки)
Новогоднее
настроение
Прорисовка деталей ватными Гуашь, штампики, ватные
палочками
палочки
Дремучий лес
Продолжаем
рисовать Грунтованная
бумага,
штампиками (совершенствуем гуашь, штампики
технику)
26
«Волнистые линии» Учимся искать светлые и Бумага, гуашь, кисть №4
темные оттенки одного цвета
«Конфетки и
снежинки»
Развиваем технику рисования Бумага, гуашь,
ватными палочками
палочки
ватные
Январь
«Пейзаж
геометрическими
линиями»
Знакомство
с
техникой Бумага, черный маркер
рисования маркером
Уголь и сангина
Изучение способов рисования Бумага, уголь, сангина
мягкими
материалами.
Пробуем рисовать углем и
сангиной
«Как рисовали
древние люди»
Изучение способов рисования Мятая
грунтованная
углем и сангиной на мятой бумага, уголь, сангина
бумаге
«Варим суп»
Продолжаем изучение техники Шаблон кастрюли, гуашь,
работы с гуашью. Учимся кисти № 4,2.
находить
новые
оттенки
цветов
«Снеговики в
шапочках и
шарфиках»
Учимся
рисовать
по Тонированная
бумага,
представлению.
Освоение гуашь, кисти № 4,2
приемов
декоративного
оформления одежды
«Лягушка-квакушка» Учимся поэтапно рисовать Бумага, гуашь, кисти №
большие композиции
4,2,1
«Веселая черепашка» Продолжаем учиться рисовать Бумага, гуашь,
при помощи отпечатков
пленка-пупырка
кисти,
Февраль
«Лисичка-сестричка» Развивать
способность Краски,
создавать
сюжетную тампоны,
композицию. Учить рисовать с
27
поролоновые
бумага,
помощью
поролонового трафареты
тампона по трафарету
«Белая береза»
Учимся рисовать ствол дерева
«Подарок папе»
Продолжаем рисование по Бумага,
трафарету. Учимся составлять гуашь,
композицию
спонж
«Птичья столовая» Учимся
рисовать
способом из 4-5 частей
Оттиски пробками,
ватными палочками,
рисование пальчиками
«Сова»
Грунтованная
бумага,
гуашь, кисти № 4,2, 1
трафареты,
поролоновый
птиц Пробки для оттиска,
ватные палочки, гуашь
белого и черного цвета,
бумага, кисти № 4,2, 1
Учимся рисовать целостный Тонированная
бумага,
объект из отдельных деталей
гуашь, кисти № 4,2.1
«Узоры на окне»
Отрабатывать
закрашивания
«Портрет мамы»
Знакомство
с
жанром Бумага, гуашь, карандаш
портрета. Изучаем основы ТМ, кисти № 4,2,1
рисования головы и лица
(2 занятия)
технику Бумага, гуашь, ксти №
4,2,1
Март
«Мимоза»
Изображаем веточку с натуры. Грунтованная
бумага,
Отрабатываем технику печати ватные палочки, гуашь
ватными палочками
«Человек бежит»
Изображаем линиями скелет Бумага,
человека
фломастеры
маркеры,
«Человек сидит»
Изображаем линиями скелет Бумага,
человека
фломастеры
маркеры,
Рисуем шариком
цветы и листья
Изучаем
новые
рисования
техники Грунтованная
бумага,
акриловые краски, шарик
Изучаем
техники Бумага,
«Цветы»
новые
28
нитки,
акрил,
(ниткография)
«Тает лед»
(мозаика)
«Плюшевый
медвежонок»
«Как просыпается
ежик»
рисования
груз
Изучаем рисование ломанвх Бумага, акварель, кисть
линий. Смешиваем техники № 4, восковые мелки
графического
рисунка
и
акварельной живописи
Продолжать знакомить детей Бумага, кисти,
со
способами
рисования поролон, губки
поролоном и губкой
гуашь,
Учимся линиями изображать Бумага, кисти № 4,3,1,
ежика.
Знакомство
с гуашь, акварель
длинными
и
короткими
линиями
Апрель
«Ваза с вербой»
Знакомство
с
жанром Гуашь,
грунтованная
натюрморт.
Продолжаем бумага, кисть № 4,2,1
изучать приемы примакивания
«Космические
истории»
Учимся изображать планеты Бумага,
гуашькрышки
различных размеров и форм с разных размеров, кисть
помощью штампиков
№3
«Портрет жирафа» Знакомство
с
жанром Бумага, гуашь, кисти №
портрета.
Составляем 2,4.1
симметричную композицию
«Рисуем разные виды Изучаем
соединение Бумага, восковые мелки
транспорта»
геометрических
фигур.
Собираем рисуное из частей
прямоугольников,
кругов,
треугольников
«Распускаются
листья»
Продолжаем
изучение Грунтованная
бумага,
рисования нетрадиционными шаблон, ватные палочкия.
способами. Учимся заполнять гуашь
пространство листа
29
Рисование вилкой
Изучаем техники рисования Грунтованная
нетрадиционными методами. гуашь, вилка
Создаем
композицию
на
свободную тему
бумага,
«Забавные отпечатки» Изучаем техники рисования Грунтованная
бумага,
(отпечатки ниток, нетрадиционными методами. гуашь, коробочка, нитки
намотанных на
Создаем рисунок с помощью
коробочку)
отпечатков
«Сирень» (штампы из Изучаем техники рисования Бумага,
мятой бумаги)
нетрадиционными методами. гуашь
Создаем рисунок с помощью
отпечатков
мятая
бумага,
Май
«Машина едет по
дороге»
Учимся рисовать линиями Бумага, восковые мелки,
геометрические
формы
и акварель, кисть № 2
соединять их
«День победы»
(открытка)
Изучаем историю. Знакомство Бумага,
фломастеры,
с медалями и орденами ВОВ
цветные карандаши
«Ягодное царство» Учимся изображать
виды растений
разные Бумага, акварель, гуашь,
кисть № 2
«Лоскутное одеяло» Учимся
рисовать Бумага, восковые мелки,
геометрические
орнаменты. акварель, ватные палочки
Делим лист на равные части и
заполняем их цветом
«Веселые человечки» Учимся
рисовать
в Мокрая бумага, пипетка,
(кляксография)
нетрадиционной
технике. акварель, трубочка
Работа
с
пипеткой
и
трубочкой. Учимся выдувать
краску из трубочки
«Натюрморт с
арбузом»
Учимся
создавать Бумага, гуашь, кисти №
композицию. Знакомство с 4,2,1
натюрмортом
30
«Что бывает
круглым?»
Учимся изображать круглые Бумага, гуашь, кисти
предметы. Оттачиваем навыки
рисования круглых форм
«Чьи следы?»
Учимся
тонкой
кистью Бумага, гуашь, кисть № 2
рисовать пятна и линии
Календарно – тематическое планирование
Третий год обучения (возраст детей 5 -6 лет)
Тема занятия
«Собираем ягоды и
грибы»
Задачи
Сентябрь
Знакомимся с разными видами
грибов. Изучаем способы
рисования. Учимся
закрашивать поверхность
Материалы
Бумага, гуашь, кисти №
2,4,1
«Лесная чаща»
(осенний пейзаж)
Продолжаем знакомство с
жанром пейзажа. Изучаем
правила изображения
предметов на переднем и
дальнем плане
Бумага, гуашь, кисти №
2,4,1
«Мухомор»
Изучаем разнообразие
цветовой палитры красок в
изображении мухомора.
Знакомимся с понятием
«пропорции»
Грунтованная бумага,
гуашь, кисти
«Портрет собачки»
Продолжаем изучать
пропорции предметов. Учимся
компоновать предметы на
листе. Изучаем жанр портрет
Бумага, гуашь, кисти
«Какая морковь
Знакомство с изображением Бумага, гуашь, кисти № 4,
выросла на грядке» над и под землей. Учимся 2, 1
изображать разные по форме
предметы
31
«Мостик через реку» Учимся изображать ближний и Бумага, гуашь, кисти
дальний план с помощью дуг.
Продолжаем работу в жанре
пейзаж
«Арбуз и дыня»
(натюрморт)
Продолжаем
изучение Гуашь, кисти, бумага
различных
способов
смешивания красок
«Ваза с цветами»
(натюрморт)
Создаем композицию в жанре Гуашь, кисти, бумага
натюрморт. Учимся создавать
уравновешенную композицию
Октябрь
«Какие бывают
деревья»
(2 занятия)
Абстрактное
рисование
«Трактор распахал
поле»
«Композиция из
пересекающихся
линий»
(2 занятия)
Изучение строения дерева, Бумага,
простой
правил рисования карандашом карандаш,
резинка,
с помощью резинки
восковые мелки
Продолжаем изучение работы Бумага,
маркеры,
со
штампиками
разными штампики,
поролон,
красками
тушь, гуашь, акварель
Изучаем технику графики. Бумага,
Учимся изображать четкие, фломастеры,
ровные параллельные линии карандаши
разной толщины и цветов
Учимся
заполнять
пространство
листа.
Продолжаем работу в технике
графика. Используем разные
графические
материалы
(карандаши разной мягкости).
Знакомство
с
понятием
штрихования
маркеры,
цветные
Бумага,
карандаши
простые,
карандаши
цветные,
фломастеры,маркеры
«Осенние пригорки» Создаем
композицию
с Кисти № 4,2,1, гуашь,
(2 занятия)
использованием изображения бумага
ближнего и дальнего плана
32
Ноябрь
«Веселые человечки» Изучаем
форму
прямоугольника как основу
(2 занятия)
композиции. Ищем новые
формы, пересекая шаблоны
«Домики в лесу»
«Паутина»
Изучаем
гравюры
технику
Бумага,
карандаш,
восковые
мелки,
акварель, гуашь, кисти №
4,2,
поролоновые
штампики
восковой Заготовки грунтованной
бумаги, воск, тушь, кисть
Знакомимся с тушью как Бумага, тушь, кисть № 2,1
художественным материалом
«Снежинки в небе» Изучаем строение снежинки. Бумага, белая
Учимся
изображать кисти № 1
правильные
шестиугольные
формы
гуашь,
«Зимний город»
Продолжаем изучать свойства Гуашь (холодные цвета),
гуаши. Стараемся найти новые бумага, кисти № 2, 4
оттенки
«Зимние деревья»
Составление
монохромной Бумага, гуашь, кисти №
композиции.
Продолжаем 2,4,1,
поролоновые
изучать строение деревьев. штампики
Изучаем строение коры
(2 занятия)
Декабрь
Открытка
«Новогодние
миниатюры»
Учимся прорисовывать детали Тонированная
бумага,
в орнаментах
шаблоны,
фломастеры,
цветные карандаши
«Еловый лес»
Знакомство
с
понятиями Грунтованная
ближе-дальше,
выше-ниже, штампики,
светлее-темнее, ярче-бледнее гуашь
«Рождественский
ангел»
бумага,
поролон,
Продолжаем изучать работу со Грунтованная
бумага,
штампиками и трафаретом
штампики,
поролон,
гуашь, трафареты
33
Свободная тема
Продолжаем изучать работу с Бумага, восковые мелки,
акварельными красками
акварель
Новогоднее
настроение
Прорисовка деталей ватными Бумага, акварель, кисти
палочками
№ 4,2,1
«Волнистые линии» Оттачиваем приемы рисования Бумага, маркер,
(нейрографика)
графическими материалами
восковые мелки
«Строим горку»
Изучаем технику рисования Бумага,
по-сырому
№ 5,6,1
тушь,
акварель, кисти
«Птицы на деревьях» Учимся
создавать Бумага, гуашь,
(2 занятия)
уравновешенную композицию. палочки, кисти
Изучаем оттенки синих цветов
ватные
Январь
«Веселые и грустные Продолжаем изучать свойства Бумага, маркер
линии»
и
приемы
рисования
графическими материалами
«Снежная история» (2 Построение изображения по Бумага, восковые мелки,
занятия)
правилам перспективы
акварель, гуашь, кисти №
4,2
«Зимний напиток»
Продолжаем работу с гуашью. Шаблон, гуашь, кисти
Смешиваем цвета, создаем
свои оттенки напитка
«Пингвин на льдине» Учимся выстраивать работу по Бумага, гуашь, кисти №
правилам
композиционного 4,2, 1
(2 занятия)
равновесия
«Веселый клоун»
(2 занятия)
Создаем работу поэтапным Бумага, гуашь, кисти №
рисованием (от основного к 4,2, 1
деталям).
Продолжаем
знакомство
с
жанром
«портрет»
34
Февраль
«Чебурашка»
(2 занятия)
Продолжаем
рисование в Бумага, гуашь, кисти
жанре
портрет.
Учимся
смешивать цвета и получать
оттенки.
Самостоятельно
грунтуем фон листа.
«Веселые солдатики» Изучаем технику графики. Бумага, восковые мелки,
Учимся простыми линиями кисти
рисовать
сложные
изображения
«Портрет Маши»
(2 занятия)
«Скоро весна»
«Мама и я»
(2 занятия)
Продолжаем работу в жанре Бумага, гуашь, кисти №
портрет.
Учим
строение 4,2,1
человеческого лица. Ищем
характерные
особенности
героя мультфильма
Знакомимся с рисованием Бумага, гуашь, кисть № 2
фигуры медведя в различных
ракурсах. Пробуем линией
изобразить образ
Рисуем в жанре
Продолжаем
пропорции человека
портрет. Бумага,
карандаш,
изучать резинка, гуашь, кисти №
4,2,1
Март
«Букет»
Продолжаем знакомство с Акварель, бумага, кисти
техникой
«акварель
по- № 1,2
сырому». Учимся смешивать
цвета на листе
«Рисунок человека с Продолжаем
изучать Бумага,
натуры»
пропорции человека. Работа в фломастеры
технике графика
(статичная поза)
маркеры,
«Рисунок человека с Продолжаем
изучать Бумага, уголь, клячка
пропорции
человека
(как
35
натуры»
(динамичная поза)
Рисуем шариком
акрилом ирисы
меняется
изображение
человека в движении)
Изучаем технику рисования Грунтованная
бумага,
нетрадиционными методами. акриловые краски, шарик
Знакомство с акрилом
«Птичка-синичка на Знакомство с особенностями Бумага, гуашь, кисти
веточке»
изображения
птиц.
Составление композиции
(2 занятия)
«Жирафы гуляют по Знакомство
с Бумага, кисти № 4, 2,1,
Африке»
анималистическим
жанром. гуашь
Изучаем строение животных.
(2 занятия)
Учимся изображать животных
по характерным особенностям
Апрель
«Рисуем космическую Продолжаем
изучение Гуашь,
бумага, кисти,
зарисовку»
различных техник рисования. акварель, пленка, крышки
Расстановка
главных
и
(2 занятия)
второстепенных
деталей.
Придумываем новые планеты
«Свинка в корыте» Составление композиции на Бумага, гуашь, кисти №
тему. Изучаем пропорции в 4,2,1
(2 занятия)
изображении предметов
«Ящерица прячется в Составление композиции на Бумага, гуашь, кисти №
камнях»
тему.
Учимся
линией 2,4.1
передавать характер ящерицы.
(2 занятия)
Рисование
в
технике
пуантелизм
«Зебра»
(2 занятия)
Составление композиции на Бумага, гуашь, кисти
тему. Учимся линией и пятном
передавать
характер
животного.
Учимся
36
перекрывать слои краски
Май
«Котики с бантиком» Составление композиции на Бумага, гуашь, кисти
тему. Работа с основным и
(2 занятия)
дополнительным
«Собачка на траве» Составление композиции на Бумага, гуашь, кисти
тему. Работа с основным и
(2 занятия)
дополнительным
«Жучки и бабочки
прячутся за
листочком»
(кляксография)
Натюрморт с
драпировкой
Учимся
работать
тонкой Бумага, акварель, кисть,
кистью. Рисуем пятна разной маркер
формы.
Составление
и
дорисовка маркерами
(2 занятия)
Рисуем натюрморт с натуры. Бумага, гуашь, кисти
Выстраиваем композицию по
законам перспективы. Учимся
изображать свет на предметах
Свободная тема
(абстрактное
рисование)
Создаем композицию путем Бумага, акрил, кисти
смешивания красок на листе
бумаги
Календарно – тематическое планирование
Четвертый год обучения (возраст детей 6 -7 лет)
Тема занятия
«Веселая грядка»
(тыквы)
«Осенний букет»
(2 занятия)
Задачи
Сентябрь
Продолжаем знакомство с
традиционной техникой
рисования гуашью
Учимся изображать предметы
с натуры. Придумываем свои
детали в рисунке. Развиваем
внимание и фантазию.
Составляем индивидуальную
37
Материалы
Бумага, гуашь, кисти
Бумага, гуашь, акварель,
кисти
композицию на листе
«Морское дно»
(осьминоги, рыбы)
2 занятия
«Веселый кит»
2 занятия
Продолжать знакомство с
приемами рисования посырому. Продолжаем учиться
рисовать кончиком кисти
Бумага, акварель, кисти
№ 1,2,3.4
Учимся создавать яркий образ,
подбирая наиболее удачные
цветосочетания
Бумага, гуашь, кисти №
1,2.4
«Воздушный шар» Продолжать
учить
детей Бумага, восковые мелки,
работать восковыми мелками, акварель, кисть № 3
передавать яркую окраску и
форму предмета
Октябрь
«Дерево» (витражная Совершенствуем
технику Бумага, восковые мелки,
техника)
рисования
восковыми акварель
мелками. Заливка отдельных
2 занятия
элементов,
составление
витража
«Пейзаж с домиком» Работа в технике Пауля Бумага, гуашь, маркер,
Кляйна
(отпечатки
и кисть № 4, ватные
2 занятия
пальчиковое рисование)
палочки,
штампы
бумажные
Упражнения
«параллельные
линии» (огибаем
препятствия)
Учимся
проводить Бумага, восковые мелки
параллельные линии, огибая
точки
Упражнение
Учимся делить пространство Бумага, восковые мелки,
«кирпичная стена» листа на части с помощью акварель
пересекающихся
прямых
2 занятия
линий. Роспись стены тремя
цветами.
Составление
композиции
с
помощью
цветовой разбивки
38
Монотипия на стекле. Изучение новой техники. Стекло, гуашь, кисти №
Абстрактное
Пробы рисования монотипии 1,4
рисование
2 занятия
Ноябрь
Абстрактное
рисование
(прямоугольные
формы)
2 занятия
Гравюра на воске
(техника граттаж)
«Ночной город
Соединяем
в
рисунке Бумага, восковые мелки,
несколько техник: рисование гуашь, акварель, кисти №
по трафарету, составление 2,4
своей композиции, заливка
фона, создание движения в
композиции, штампирование,
проработка деталей
Продолжать изучение работы Восковые мелки, черная
в технике граттаж. Создаем тушь, чернила, палочка
композицию
для рисования
2 занятия
«Птица-зима»
2 занятия
Продолжаем работу в технике Бумага, гуашь, кисти №
рисования гуашью, учимся 4.2.1
наслаивать слои красок
«Снегирь на ветке» Знакомство с пропорциями и Бумага, гуашь, кисти №
правилами рисования птиц
4.2.1
2 занятия
Декабрь
Новогодняя
открытка
«Рождественский
ангел»
Учимся рисовать небольшой Лист
бумаги
А5,
формат,
но
с
большим акварель, карандаши
количеством
деталей.
Акварельное
точечное
рисование
Создаем
ангела
образ
39
парящего Бумага, гуашь, ватные
палочки, кисть № 1
2 занятия
«Новогоднее
настроение»
Учимся
заполнять Бумага, акварель, кисть
пространство
листа, №2
акварельная заливка
«Волнистые линии». Создание
динамики
в Бумага, гуашь, кисть № 2
Ассоциативное
композиции.
Тренируем
рисвание
навыки смешивания цветов
Открытка
«Еловый лес»
«Веселые олени»
Тренируем
навыки Гуашь,
штампы
из
изображения
ближних
и поролона, грунтованная
дальних предметов
бумага
Создание
образа
зимней Гуашь,
динамической
композиции. бумага А5
Печать штампами из картошки
фломастеры,
Январь
Упражнения по
Учимся смешивать акварель, Акварель, бумага, кисть
заливке акварелью заливка, лессировка, вливание № 5
«Домики для
снеговиков»
2 занятия
Изучение понятия «дальний Бумага,
акварель,
план». Создание композиции. восковые мелки, гуашь,
Прорисовка деталей. Работа кисти № 5,1
над
главным
и
второстепенным
«Птица в клетке»
Учимся рисовать по шаблону, Шаблон из бумаги, гуашь,
проводить
тонкие
линии кисть № 1
кистью
«Сорока-ворона»
Рисование птицы, изучение Тонированная
характерных
особенностей. уголь, клячка
Учимся
создавать
образ,
подбирая материалы
«Рисуем тишину»
(сангина)
Изучение техники работы Бумага, сангина
сангиной.
Создание
самостоятельного
образа.
40
бумага,
Абстрактное рисование
«Защитник Древней Учимся
закрашивать Бумага,
руси»
контурный рисунок красками, фломастеры
не
выходя
за
контур.
2 занятия
Воспитывать
интерес
к
истории родной страны
акварель,
Февраль
«Курочка
с яичками»
2 занятия
Продолжаем изучать способы Бумага, гуашь, кисти
рисования птиц. Создание
наиболее
интересных
цветосочетаний. Воспитывать
самостоятельность в выборе
цвета
«Парусник в море» Знакомство
с
жанром Бумага, гуашь, кисти
«пейзаж».
Продолжаем
2 занятия
изучение техник смешивания
цветов,
учиться находить
различные оттенки одного
цвета
«Облака и овечки» Продолжаем изучать жанр Бумага, гуашь, кисти
«пейзаж».
Знакомство
с
2 занятия
правилами перспективы
«Яичница
на круглом столе»
2 занятия
Продолжаем изучать жанр Бумага, гуашь, кисти
2натюрморт».
Учимся
рисовать разные образы в
круге
Март
Открытка
«Первоцветы»
«Люди в городе»
Учимся рисовать в технике по- Акварельная
сырому
акварель, кисти
бумага,
Знакомство
с
жанром Бумага, гуашь. Кисти
«городской
пейзаж».
Продолжаем изучать правила
41
3 занятия
«Весна в лесу»
2 занятия
«Что у меня в
голове?»
2 занятия
перспективы и строение тела
человека
Изучаем
жанр
«пейзаж». Бумага, акварель, гуашь,
Воспитывать у детей интерес кисти
к изучению перемен в пейзаже
из-за смены времени года.
Учимся подбирать цвета в
нужном колорите
Учимся
фантазировать
и Бумага,
изображать на листе свои маркеры,
мысли. Пробуем работать в мелки
технике автопортрет. Работа с
тенью
фломастеры,
карандаши,
Апрель
«Через тернии к
звездам»
2 занятия
Научить новым способам
получения
изображения.
Побуждать детей передавать в
рисунке картину космического
пейзажа,
используя
впечатления от просмотра
репродукций
Бумага, пленка, зубная
щетка, крышки разной
формы и размера, гуашь,
кисти № 4,2,1
«Натюрморт с вербой» Продолжаем изучать жанр Бумага, гуашь, кисти
«натюрморт».
Создаем 4,2,1, ватные палочки
2 занятия
композицию по настроению
Пуантелизм
Создание
симметричной Бумага, гуашь,
композиции из точек разного палочки
цвета
Ниткография
Изучаем
новые
способы Бумага, нитки разной
рисования
в
различных толщины, груз, гуашь
техниках
«Совенок в траве»
Закрепляем умение передавать Бумага, гуашь, кисти №
колорит, характерный для 4,2,1
образа совенка. Подобрать
2 занятия
42
ватные
соответствующее
цветов
сочетание
Май
«Кошачья история» Знакомство
с
(изображение
рисования тычком
животных в
движении)
методом Бумага, гуашь, жесткие
кисти, бумажный спонж
2 занятия
«Мой друг» (портрет) Продолжаем изучение жанра Бумага, гуашь, кисть № 1
«портрет»,
особенности
2 занятия
рисования портрета. Учимся
передавать в рисунке характер
человека,
физиологические
особенности, пропорции лица
«Насекомые под
микроскопом»
(кляксография)
Совершенствование техники Бумага, акварель, кисть
нетрадиционного рисования
№1
«Ваза с цветами»
(рисование
набрызгом)
Учимся
рисовать
в Бумага,
акварель,
нетрадиционной
технике, трафареты, зубная щетка
используя щетку и трафареты
«Выпускной
Учимся
создавать Бумага, гуашь, кисти №
декоративную композицию на 4,2,1
готовой основе
тортик»
2 занятия
3.
Целевые ориентиры к уровню подготовки детей 3-7 лет по
программе
Возраст
детей
Дети знают
Дети умеют
43
3-4 года
материалы, которыми
можно рисовать (цветные
карандаши, кисти, краски,
фломастеры...), и в том числе
нетрадиционные: пальчики,
ладошки, пробковые и
картофельные печатки, ватные
палочки, губка...;
-
правильно работать
карандашом, фломастером,
кистью;
-
владеть
нетрадиционными
изобразительными техниками:
рисование пальчиками,
ладошкой, печатание
цвета и некоторые
различными печатками,
оттенки (красный, желтый,
тычкование полусухой жёсткой
синий, зелёный, белый, чёрный, кистью, рисование ватными
коричневый, оранжевый,
палочками, тампонирование
голубой, серый).
губкой;
-
ориентироваться в
понятиях:
форма, цвет, количество,
величина предметов;
-
изображать отдельные
предметы, а также простые по
композиции сюжеты;
-
владеть приёмом
обрывания бумаги и техникой
бумагопластики (комкание
салфеток, скатывание их в
шарики);
-
создавать простейшие
узоры из чередующихся по
цвету элементов одинаковой
формы;
-
творить в сотворчестве с
воспитателем и детьми.
-
44
4-5 лет
4.
новые цвета и их оттенки изменять положение руки
в зависимости от приёмов
(розовый, светло-зелёный);
рисования;
свойства акварели и её
владеть приёмами
отличия от гуашевых красок;
нетрадиционных техник:
резерв из свечи в сочетании с
акварелью,
-
Оценочные материалы освоения детьми образовательной
программы (мониторинг)
Цель обследования: Определение уровня развития у детей художественнотворческих способностей.
Формы мониторинга:
наблюдение за непосредственно самой деятельностью детей;
наблюдение за творческим взаимодействием детей со сверстниками и
педагогом;
беседы с детьми по содержанию и оценке собственного продукта;
беседы с детьми при рассматривании различных иллюстраций,
репродукций и предметов народно-прикладного творчества;
анализ детских работ.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –
октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования
заносятся в разработанную таблицу.
Техника работы
с материалами
Предметное и сюжетное
изображение
Декоративная
деятельность
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
•
•
Формы подведения итогов реализации программы
итоговая диагностика детей;
проведение открытых занятий с присутствием родителей;
45
•
•
•
оформление выставок;
презентация детских работ «Ярмарка успехов»;
использование работ в оформлении интерьера группы или детского сада.
5. Методические материалы и используемая литература
1.
Альбомы по декоративному искусству (Гжель, Палех, Городец, ПолховМайдан, Русский Север, Хохлома и т. д).
2.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования», 1 и 2 часть.
Москва, издательство Скрипторий 2016г.
3.
Копцева Т.А. «Природа и художник». Программа по изобразительному
искусству. Творческий центр «Сфера», М. – 2006
4.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез. Серия: Библиотека "Программы
воспитания и обучения в детском саду».
5.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6.
Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
7.
Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное
пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
8.
Курочкина Н.А.
«Знакомим с пейзажной живописью". Учебно –
наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
9.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в
тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени.
Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
12. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки: практическое приложение. Ярославль:
Академия детства, 2007. - 96 с.
14. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
46
15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир, Изд-во: ГНОМ и Д, М –
2007
16. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2010.
47
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)