Сведения о средствах обучения и воспитания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
620043, г. Екатеринбург, ул. Викулова д.88
ОГРН 1146658008111
ИНН 6658456410 КПП 665801001
Сведения о средствах обучения и воспитания
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды
в групповых помещениях
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства групп. Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, учитывает их интересы и потребности.
Среда включает ряд базовых компонентов:
познавательные центры,
детская игротека,
детская библиотека,
природные среды и объекты,
культурные ландшафты,
физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения.
Вся обстановка в группах способствует разностороннему развитию ребенка: в младших группах оборудованы сенсорные центры
для развития общей и мелкой моторики, ознакомления с сенсорными эталонами, игровые центры, которые способствуют повышению
мотивации, развитию пространственных представлений, развитию двигательной активности. В старших группах созданы центры для
исследовательской деятельности, для познавательной активности, для расширения кругозора, зоны релаксации, двигательные центры. Среда
в групповых помещениях периодически изменяется, варьируется с ориентацией на тему обучения, на сезонность, на поддержание детского
интереса и инициативы, на обеспечение «зоны ближайшего развития» ребенка.
Концептуальная основа построения развивающей среды в детском саду базируется на идеях Л.С. Выготского об окружающей среде
как источник развития, а также на современных психолого-педагогических требованиях и принципах построения среды:
- Расширения пространства образования за счет включения природной и культурной среды;
- Взаимодействие детей с различными объектами культурной и материальной среды в их многообразных связях;
- Динамичность статичной среды на основе педагогического переконструирования окружающего пространства;
Принципы организации предметно-развивающей среды:

- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательных программ; в случае организации
инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна,
доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)
обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
Реализуя эти требования и принципы в детском саду создана система условий, способствующих развитию всех видов детской
деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка.
Содержание среды – средства обучения и воспитания
ОО
Физическое
развитие

Познавательное
и речевое

Задачи
1.Развитие
основных
двигательных
умений и
физических
качеств.

Названия центров
Центр двигательной
активности

1.Развитие
свободного
общения со
взрослыми и
детьми в части
формирования
первичных
ценностных
представлений,
представлений о
себе, семье,
обществе, мире.

Центр коррекции:
для индивидуальных
занятий с детьми по
заданию логопеда.

Предметное насыщение
Во всех
группах имеются спортивные комплексы. Оснащены
оборудованием для оздоровительных и закаливающих мероприятий
(тактильные коврики, сенсорные дорожки и т.д.)
Спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалки, шнуры, обручи, ленты,
мячи – фитбол, велосипеды.
Во всех группах - большое зеркало и индивидуальные маленькие
зеркала, комплексы артикуляционной, пальчиковой и дыхательной
гимнастики,
материалы
для
отработки
правильного
звукопроизношения, наглядные материалы по лексическим темам,
речевой и наглядный материал (скороговорки, потешки, стихи и т.д.),
дидактические игры и пособия на развитие психологической базы
речи, пособия для развития мелкой моторики и сенсорики (коврограф
с молниями и косичками, шнуровки, мозаики, пуговицы, ракушки,
пазлы, мячики-ежики для массажа пальцев и кистей рук и др.),
предметы на поддувание (листочки, снежинки, бабочки, перышки и
др.)

2. Формирование
целостной
картины мира и
расширения
кругозора в части
представлений о
себе, семье,
гендерной
принадлежности,
социуме.
3.Развитие
мышления – всех
мыслительных
процессов,
любознательности
4. Формирование
экологической
культуры

Центр ознакомления с
общественными
явлениями

В старших - настенный алфавит, магнитная азбука, копилка трудных
слов.
В младших группах - Материалы: «Моя семья», «Мой детский сад»,
«Моя улица», «Мой дом», труд в детском саду.
В старших - Материалы: «Родная страна», «Родной город» наглядные
материалы для ознакомления с историей, культурой, бытом,
традициями, праздниками Уральского края, России, народов мира;
карты, энциклопедии, глобусы, символика Российской Федерации,
познавательная литература; мини-музеи нашего города - коллекции
уральских камней, Каслинское литье.

Центр природы, науки
и
экспериментирования

В старших – материалы и приборы для детского экспериментирования
(емкости разной вместимости, палочки, ложки, мерки, емкости с
различными наполнителями - песком, глиной, водой, крупами и т. д.,
весы, воронки в старших группах лупы, микроскопы, колбы, мензурки,
пипетки, песочные часы, компас, будильник и др.
В живом уголке природы находятся: различные комнатные растения
(по программе возрастной группы), А также природный материал
(шишки, листья, семена, песок и т.д.) поделки
песок и т.д.), поделки из природного и бросового материала, муляжи
овощей и фруктов нашего края, оборудование для труда в природном
уголке.
познавательная литература о природе, дидактические игры «Времена
года», «Когда это бывает?», «Птицы», «Во саду ли, в огороде»,
календарь наблюдений за погодой.

В старших - Макеты природных зон (– Африка, пустыня, Антарктида,
домашние животные Урала).
5. Развитие
мелкой
моторики.

6.Воспитание
интереса к
чтению, книге.

Социальноличностное

1.Развитие
игровых умений

Центр сенсорный

В младших группах - шнуровки, застежки, вкладыши, различные
мозаики, кубики, дидактические игры на восприятие, классификацию,
сериацию сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), игры и
игрушки на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Центр книги – детская
библиотека

Во всех группах созданы условия для самостоятельного ознакомления
детей с художественной литературой.

Игровые центры:

2.Формирование
навыков
Центр «Маленький
самообслуживапомощник»
ния,
умений
планировать свою
деятельность,

Книжный фонд центра составляют программные произведения,
рекомендуемые для свободного чтения: детская познавательная и
энциклопедическая литература, любимые книги детей. Есть книжкираскраски, книжки-самоделки, детские журналы, иллюстрационные
альбомы, наборы серийных открыток, портреты детских писателей,
поэтов, альбомы познавательного содержания по изучаемым
лексическим темам. Имеются книжные витрины, диваны.
Во всех группах - созданы условия для организации сюжетноролевых игр в соответствии с возрастом и интересами детей:
В младших - дом, больница, магазин игрушек, автобус.
В средних- дом, парикмахерская, больница, пароход, почта, магазин.
В старших - поликлиника, парикмахерская, ремонтно-заправочная
станция, стройка, почта, ателье.

доводить
конца.

Художественноэстетическое

до

3.Формирование
представлений о
труде,
профессиях,
людях
труда,
желание трудится,
устанавливать
взаимоотношения
со взрослыми и
сверстниками
в
процессе
трудовой
деятельности.
1.
Развитие Центр «Маленький
творческих,
художник»
конструктивных
способностей

В подготовительной группе: школа, аптека, салон красоты, торговый
центр, библиотека, пожарная часть
Уголки для дежурства в природе, по столовой, на занятиях
Природный и бросовый материалы для ручного труда.
Материал для хозяйственно-бытового труда.

Во всех группах - оборудование для самостоятельной
изобразительной деятельности (карандаши, краски, мелки, шаблоны,
штампы, пробки и поролон для оттисков, щетки для набрызга на
бумагу, нитки, свечки, трубочки, цветная бумага, альбомы для
рисования и изготовления поделок, оборудование для аппликации,
альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.),
В старших - Мини-музеи: «Живопись», «Декоративно-прикладное
искусство Урала», «Декоративно-прикладное искусство народов
России», «Живопись», «Графика». Иллюстративный и наглядный
материал для ознакомления с предметами прикладного искусства,
живописи, графики в соответствии с программой; в подготовительной
группе материал для ручного труда (нитки, иголки, пяльца, пуговицы,
бусинки, кусочки ткани и др.), дидактические игры «Узнай роспись»,
«Составь картинку», «Укрась матрешку» и др.

Центр
конструирования

Во всех - Конструкторы различных видов и размеров (деревянные,
пластмассовые, напольные, настольные), мелкие машинки, игрушки
для обыгрывания, схемы для самостоятельного конструирования.

Центр «Мы любим
театр»

Во всех группах - Различные виды театров (кукольный, пальчиковый,
перчаточный, теневой, варежковый, настольный, фланелеграф,
оборудование для разыгрывания спектаклей, для организации игрдраматизаций (ширмы, маски, костюмы), сундучки сказок,
дидактические игры на развитие эмоций. В младшей и средней
группах есть уголки ряженья


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».